Часто встречающимся началом партии является ход1.е4. Другие начала обычно ведут к более замедленной игре. Начинающему надо рекомендовать долгое время отдавать предпочтение ходу 1.е4, чтобы ознакомиться с характером борьбы в так называемых открытых партиях и приобрести необходимые навыки.
Какова цель хода 1.е4? Пешка е4 — опорный пункт в центре для последующих операций; ход этой пешкой открывает линии для фигур.
Мы уже сейчас можем наметить такой общий план развития: 1) вывести легкие фигуры королевского фланга, 2) рокировать, 3) вывести легкие фигуры ферзевого фланга.
Это, понятно, приблизительный план, так как надо сообразоваться с тем, как будет играть противник. Если он сделает ошибку, мы попытаемся сразу использовать ее, хотя бы и нарушив наш план развития. Вместо этого приблизительного плана мы наметим новый, конкретный план использования ошибки противника. Если же ходы его не будут казаться нам ошибочными, будем твердо придерживаться принципа быстрого развития. Для этого нужно рекомендовать начинающему делать поменьше ходов пешками в начале игры. Ведь главной задачей является развитие фигур, а ходы пешками обычно лишь способствуют открытию линий и созданию опорных пунктов. Поэтому в дебюте на первых порах лучше всего двигать лишь центральные пешки е и d, открывая выход слонам, и только при необходимости — какие-то другие.
Хорошим ответом на 1.е4 является е5; он преследует те же цели, что и 1. е4, мешает белым занять центр еще и второй пешкой (d2—d4) и блокирует пешку е4, которая могла бы при случае продвинуться дальше, если бы это оказалось выгодным (вообще же не рекомендуется преждевременно продвигать центральные пешки, особенно когда они отрываются от своей базы и могут стать слабыми).
После ходов 1.е4 е5 белые согласно намеченному плану могут вывести коня g1 или слона f1. Эти ходы в общем равноценны; однако если это не имеет особого значения в осуществлении плана развития, то считается лучшим выводить сперва коней, а затем слонов. Дело в том, что у коня выбора ходов, в сущности, нет. Если сыграть 2.Ке2, мы закроем выход слону. Ход 2. КbЗ плох, так как на краю доски подвижность коня ограниченна. Ясно, что лучшим ходом обычно является 2.Kf3. Другое дело — слон, смотря по дальнейшему развитию игры, слоном можно пойти и на с4, и на d5, иногда и на d3, если предварительно сыграно d2— d4. Поэтому лучше не ограничивать заранее своих возможностей и ходить слоном позднее.
Итак, мы сыграем 2. KfЗ. Несущественно, что мы этим закрыли выход ферзю: мы ведь и не предполагали сразу ходить им. До хода ферзем еще далеко. Заранее скажем, что ходить ферзем в начале партии, если ферзь не вмешивается в игру решающим образом, не рекомендуется, так как, подвергаясь нападениям менее ценных фигур, он будет вынужден терять время на отступление, способствуя развитию противника.
Теперь черным нужно защищать пешку е5. Они могут осуществить это различными способами, но не все эти способы хороши.
В самом деле: 2. . . Cd6 мешает движению пешки d7 и тормозит развитие ферзевого фланга. Может последовать З. Сс4 Kf6 4.d4, и у белых хорошая свободная игра, в то время как у черных — стесненная. Если 4. . . ed?, то 5.е5 Фе7 6.Фе2 с выигрышем фигуры. Если же 4. К : е4?, то 5. de C 6.Фd5.
Ходы ферзем 2. . . Фе7 или 2. . . Фf6 также мешают развитию собственных фигур и связаны с потерями темпов, если и не сразу, то в будущем. Например: 2. . . Фе7 З. КсЗ с6 4.Сс4 с лучшей игрой у белых или 2. . . Фf6 З.Сс4 (чтобы поскорее рокировать); если 3. . . Фg6 4.0—0 Ф : е4?, то 5.С : f7+! , и нельзя Кр : f1 ввиду Kg5+, а на 5. . . Кре7 или Kpd8 следует 6.Лe1, и белые выигрывают пешку е5 при хорошей позиции; черные же вдобавок потеряли право рокировки. Необязательно, конечно, чтобы игра протекала именно таким путем. Важно лишь установить, что раннее развитие ферзя противоречит принципам начального развития и часто бывает неблагоприятным.
Зашита 2. . . f6 также является типичной ошибкой начинающего. Этот ход ошибочен по многим причинам. Он нарушает принципы нормального развития: мы ведь знаем уже, что в дебюте целесообразнее ходить лишь центральными пешками. Находясь на f6, пешка отнимает лучшее поле у коня g8. Далее, пункт f7, защищенный в начале партии одним королем, после хода f7—f6 ослабляется еще больше, так как для белых фигур открываются диагонали а2—g8 и е8—h5. Белые могут использовать эту слабость ходом 3. Сс4, продолжая нормальное развитие фигур и одновременно мешая развитию черных, так как слон препятствует короткой рокировке.
При любых ответах противника белые сохраняют более свободную и лучшую игру.
Интересной и острой попыткой опровержения хода 2. . . f6 является жертва коня З.К : е5. Принятие жертвы быстро проигрывает. Например: 3. . . fe 4. Фh5+ Кре7 5.Ф : е5+ Kpf7 6.Сс4+ d5 (к мату ведет 6. . . Kpg6 7.Фf5+ Kph6 8.d4+ g5 9.h4!) 7. С : d5+ Kpg6 8.h4, и черные беззащитны против угроз: h5+ Крh6 d4+ или С : b7 С : b7 Фf5+ и т. д.
В ответ на З. К : е5 сильнее для черных 3. . . Фе7, после чего ошибочно 4.Фh5+ g6 5.К : g6 ввиду Ф : е4+ с выигрышем коня; надо продолжать 4.KfЗ Ф : е4+ 5.Се2 с лучшей игрой у белых, так как черные сильно отстают в развитии (потеря еще одного темпа после КсЗ; угроза 0—0 и Лe1), а слабость, вызванная ходом f7—f6, не устранена.
Рассмотренные до сих пор ответы на ход 2.Kf3 были явно плохими. Анализируя продолжения, в большей мере заслуживающие внимания, теория игры пришла к выводу, что лучше уже защита 2. . . d6, хотя и она не лишена недостатков, так как пешка d6 загораживает дорогу слону f8; что вполне удовлетворителен ход 2. . . Kf6 (защита посредством контрнападения); что наилучшей, однако, защитой следует признать 2. . . . Ке6, так как этим ходом черные, в свою очередь, вводят в игру фигуру и поддерживают в центре необходимое равновесие сил.
Подобным же образом теория установила, что на 3-м ходу у белых есть ряд вполне приемлемых продолжений, но наиболее содержательным и сильным из них — и, во всяком случае, самым последовательным — является ход 3. Сb5, посредством которого белые усиливают начатый ходом 2.Kf3 нажим на центральный пункт е6. Мы не будем продолжать здесь примерного рассмотрения начала 1.е4 е5 2.KfЗ и возможных других дебютов, так как подробно и систематично это будет сделано в следующем разделе данной главы, а остановимся еще только на вопросе о дебютных ошибках.
Выше приводились примеры слабых ходов и грубых ошибок, которые возможны разве лишь в игре начинающих. Опытный шахматист никогда не допустит подобных нарушений принципов нормального дебютного развития. На практике встречаются, однако, случаи, когда дебютные ошибки не столь явны. К их числу относится типичный случай скрытой потери темпа, иногда возникающей при размене.
Возьмем для примера партию, игранную Морфи (белыми) в середине прошлого столетия: 1.е4 е5 2. KfЗ d6 3. d4 Cg4 (черные не хотят уступить центр путем 3. . . ed, но тогда следовало играть 3. . . Kd7; ход в тексте гораздо слабее) 4. de С : f3 (вынуждено; если 4. . . de, то 5. Ф : d8+ Кр : d8 6.К : е6) 5.Ф : f3 de (теперь очевидно, что белые выиграли темп: у них не только выведена фигура, но и ход сейчас за ними: это произошло потому, что черные потратили 2 хода слоном с8, чтобы взять сделавшего лишь 1 ход коня f3; белые же, взяв на f3 ферзем, сделали одновременно развивающий ход; таким образом, белые получили некоторое преимущество, а после нескольких новых ошибок противника быстро выиграли) 6. Сс4 Kf6? (лучше уже Фf6) 7.ФbЗ Фе7 (чтобы на 8.Ф : b7 ответить Фb4+; если 7. . . Фd7 8.Ф : b7 Фе6, то 9. Сb6!) 8.КсЗ (сразу выигрывало 8. C : f7+! с последующим 9.Ф : b7) 8. с6 9. Cg6 b5? (необходимо было 9. . . Фс7) 10.К : b5! cb 11. С : b5+ Kbd7 12.0—0—0 Лd8 13. Л : d7! Л : d7 14. d1 Фе6 15. С : d7+ K : d7 16. Фb8+! K : b8 17. Лd8x
Зрители на шахматном турнире.
Часто встречающаяся дебютная ошибка — это преждевременная активность, то-есть всякого рода нападения при незаконченном развитии и отсутствии достаточных оснований для атакующих действий (см. пример на стр. 132, после диагр. 329, а также диагр. 406). При внимательной и хорошей игре даже небольшие нарушения основных принципов развития могут быть убедительно использованы.
Наиболее распространенным видом дебютных ошибок являются такие, которые связаны с недостаточным учетом особенностей расположения фигур в тех или иных дебютных позициях. Во многих началах встречаются различные «подводные камни», о которые легко можно «разбиться» при поверхностном расчете вариантов, когда доверчиво полагаешься на безобидность позиции или не очень большую ее сложность. Вот здесь-то и оказываются возможными неожиданные и губительные ходы противника.
460. Файн — Юдович, Москва. 1937г.
Белые сыграли здесь 8. К : d5?, прельстившись возможностью выиграть качество (как им казалось) после 8. . . ab 9.К : f6+ gf 10.Ф : d8+ Кр : d8 11.С : f6+ и т. д. Однако они не учли стесненного положения своего короля и незащищенности диагонали а5—e1. В партии последовало: 8. . . аb1 9. К : f6+ Ф : f6!! 10. С : f6 Сb4+ 11. Фd2 C : d2+ 12. Кр : d2 gf, и черные остались с лишней фигурой.
461.
В этой известной теоретической позиции (получающейся в одном из вариантов испанской партии после 6-го хода черных) не рекомендуется белым играть 7.d4 К : d4 8.К : d4 ed 9.Ф : d4 ввиду 9. . . с5 и 10. . . с4 с выигрышем слона bЗ.
Подобные ошибки называют иногда дебютными ловушками. Это не во всех случаях точно. Для ловушки характерно ведь наличие «приманки», а такой здесь можно считать (весьма условно) разве лишь желание открыть диагональ слона c1 и штурмовать центр ходом 7.d4.
Но вот следующий вариант, разработанный московскими шахматистами, является уже настоящей ловушкой.
462.
Эта позиция (из другого варианта испанской партии, после 7-го хода черных) напоминает несколько предыдущую положением слона на bЗ и возможностью такого же, как в предыдущем примере, проигрыша его после 8. d4.
Однако здесь имеется и существенная особенность: пешка е5 не защищена пешкой d6.
Белые играют 8.d4 К : d4 (черных соблазняет «ошибка» противника; лучше 8. . . ed 9.е5 Ке8 и хотя бы 10. Cd5, но, конечно, не 10.К : d4?), и теперь следует 9. С : f7+ Л : f7 10. К : е5 Ке6 (еще хуже 10. . . Ке6) 11. К : f7 Кр : f7 12. е5 Ке8 или же Kg8 13.Фd5+ с последующим ЛеЗ и сильнейшей атакой; при 10. . . Ке6 последовало бы на 13-м ходу Фf3+ и затем Ф : а8.
Дебютные ошибки и ловушки, подобные приведенным выше, становится после их «изобретения» достоянием теории, которая при анализе различных вариантов предостерегает попутно изучающего о возможности всяких «казусов». Хорошо, конечно, их знать, но еще надежнее тщательно рассчитывать варианты, особенно при наличии «приманок».
При рассмотрении дебютов в следующем разделе мы постоянно обращаем внимание изучающего на подобные (и притом чаще всего встречающиеся) дебютные ошибки.