ПРИМЕРЫ РАЗЫГРЫВАНИЯ ДЕБЮТА. ДЕБЮТНЫЕ ОШИБКИ

Часто встречающимся началом пар­тии является ход1.е4. Другие начала обычно ведут к более замедленной игре. Начинающему надо рекомен­довать долгое время отдавать пред­почтение ходу 1.е4, чтобы ознако­миться с характером борьбы в так называемых открытых партиях и приобрести необходимые навыки.

Какова цель хода 1.е4? Пешка е4 — опорный пункт в центре для последующих операций; ход этой пешкой открывает линии для фигур.

Мы уже сейчас можем наметить такой общий план развития: 1) вы­вести легкие фигуры королевского фланга, 2) рокировать, 3) вывести легкие фигуры ферзевого фланга.

Это, понятно, приблизительный план, так как надо сообразоваться с тем, как будет играть противник. Если он сделает ошибку, мы попы­таемся сразу использовать ее, хотя бы и нарушив наш план развития. Вместо этого приблизительного пла­на мы наметим новый, конкрет­ный план использования ошибки противника. Если же ходы его не будут казаться нам ошибочными, будем твердо придерживаться прин­ципа быстрого развития. Для этого нужно рекомендовать начинающему делать поменьше ходов пешками в начале игры. Ведь главной задачей является развитие фигур, а ходы пешками обычно лишь способству­ют открытию линий и созданию опорных пунктов. Поэтому в дебюте на первых порах лучше всего двигать лишь центральные пешки е и d, от­крывая выход слонам, и только при необходимости — какие-то другие.

Хорошим ответом на 1.е4 является е5; он преследует те же цели, что и  1. е4, мешает белым занять центр еще и второй пешкой (d2—d4) и бло­кирует пешку е4, которая могла бы при случае продвинуться дальше, если бы это оказалось выгодным (во­обще же не рекомендуется прежде­временно продвигать центральные пешки, особенно когда они отрывают­ся от своей базы и могут стать сла­быми).

После ходов 1.е4 е5 белые соглас­но намеченному плану могут вывести коня g1 или слона f1. Эти ходы в общем равноценны; однако если это не имеет особого значения в осуще­ствлении плана развития, то считает­ся лучшим выводить сперва коней, а затем слонов. Дело в том, что у коня выбора ходов, в сущности, нет. Если сыграть 2.Ке2, мы закроем выход слону. Ход 2. КbЗ плох, так как на краю доски подвижность коня огра­ниченна. Ясно, что лучшим ходом обычно является 2.Kf3. Другое дело — слон, смотря по дальнейшему развитию игры, слоном можно пой­ти и на с4, и на d5, иногда и на d3, если предварительно сыграно d2— d4. Поэтому лучше не ограничивать заранее своих возможностей и хо­дить слоном позднее.

Итак, мы сыграем 2. KfЗ. Несуще­ственно, что мы этим закрыли вы­ход ферзю: мы ведь и не предполага­ли сразу ходить им. До хода ферзем еще далеко. Заранее скажем, что хо­дить ферзем в начале партии, если ферзь не вмешивается в игру решаю­щим образом, не рекомендуется, так как, подвергаясь нападениям менее ценных фигур, он будет вынужден терять время на отступление, способ­ствуя развитию противника.

Теперь черным нужно защищать пешку е5. Они могут осуществить это различными способами, но не все эти способы хороши.

В самом деле:   2.   .  .  Cd6   мешает движению пешки d7 и тормозит раз­витие ферзевого фланга. Может по­следовать З. Сс4 Kf6 4.d4, и у бе­лых хорошая свободная игра, в то время как у черных — стесненная. Если 4. . . ed?, то 5.е5 Фе7   6.Фе2 с выигрышем фигуры. Если же 4. К : е4?, то 5. de C  6.Фd5.

Ходы ферзем 2. . . Фе7 или 2. . . Фf6 также мешают развитию соб­ственных фигур и связаны с потеря­ми темпов, если и не сразу, то в бу­дущем. Например: 2. . . Фе7   З. КсЗ с6  4.Сс4 с лучшей игрой у белых или 2. . . Фf6 З.Сс4 (чтобы поскорее рокировать); если 3. . . Фg6   4.0—0 Ф : е4?, то 5.С : f7+! , и нельзя Кр : f1 ввиду Kg5+, а на 5. . . Кре7 или Kpd8 следует 6.Лe1, и белые выигрывают пешку е5 при хорошей позиции; черные же вдобавок по­теряли право рокировки. Необяза­тельно, конечно, чтобы игра про­текала именно таким путем. Важно лишь установить, что раннее раз­витие ферзя противоречит прин­ципам начального развития и часто бывает неблагоприятным.

Зашита 2. . . f6 также является типичной ошибкой начинающего. Этот ход ошибочен по многим при­чинам. Он нарушает принципы нормального развития: мы ведь знаем уже, что в дебюте целесообразнее ходить лишь центральными пешками. Находясь на f6, пешка отнимает лучшее поле у коня g8. Далее, пункт f7, защищенный в начале партии одним королем, после хода f7—f6 ослабляется еще больше, так как для белых фигур открываются диа­гонали а2—g8 и е8—h5. Белые могут использовать эту слабость ходом 3. Сс4, продолжая нормальное разви­тие фигур и одновременно мешая развитию черных, так как слон пре­пятствует короткой рокировке.

При любых ответах противника белые сохраняют более свободную и лучшую игру.

Интересной и острой попыткой опровержения хода 2. . . f6 является жертва коня З.К : е5. Принятие жерт­вы быстро проигрывает. Например:  3. . . fe  4. Фh5+  Кре7   5.Ф : е5+ Kpf7 6.Сс4+ d5 (к мату ведет 6. . . Kpg6   7.Фf5+   Kph6   8.d4+  g5   9.h4!)   7. С : d5+  Kpg6   8.h4, и черные без­защитны против угроз: h5+ Крh6  d4+ или С : b7   С : b7  Фf5+ и т. д.

В ответ на З. К : е5 сильнее для черных 3. . . Фе7, после чего оши­бочно 4.Фh5+ g6   5.К : g6 ввиду Ф : е4+ с выигрышем коня; надо продолжать 4.KfЗ Ф : е4+ 5.Се2 с лучшей игрой у белых, так как чер­ные сильно отстают в развитии (по­теря еще одного темпа после КсЗ; угроза 0—0 и Лe1), а слабость, вы­званная ходом f7—f6, не устранена.

Рассмотренные до сих пор ответы на ход 2.Kf3 были явно плохими. Анализируя продолжения, в боль­шей мере заслуживающие внимания, теория игры пришла к выводу, что лучше уже защита 2. . . d6, хотя и она не лишена недостатков, так как пешка d6 загораживает дорогу сло­ну f8; что вполне удовлетворителен ход 2. . . Kf6 (защита посредством контрнападения); что наилучшей, однако, защитой следует признать 2.    . . .   Ке6, так как этим ходом чер­ные, в свою очередь, вводят в игру фигуру и поддерживают в центре необходимое равновесие сил.

Подобным же образом теория уста­новила, что на 3-м ходу у белых есть ряд вполне приемлемых продол­жений, но наиболее содержательным и сильным из них — и, во всяком случае, самым последовательным — является ход 3. Сb5, посредством которого белые усиливают начатый ходом 2.Kf3 нажим на центральный пункт е6. Мы не будем продолжать здесь примерного рассмотрения на­чала 1.е4 е5   2.KfЗ и возможных других дебютов, так как подроб­но и систематично это будет сде­лано в следующем разделе данной главы, а остановимся еще только на вопросе о дебютных ошибках.

Выше приводились примеры сла­бых ходов и грубых ошибок, кото­рые возможны разве лишь в игре начинающих. Опытный шахматист никогда не допустит подобных нару­шений принципов нормального дебют­ного развития. На практике встре­чаются, однако, случаи, когда де­бютные ошибки не столь явны. К их числу относится типичный случай скрытой потери темпа, иногда воз­никающей при размене.

Возьмем для примера партию, иг­ранную Морфи (белыми) в середине прошлого столетия: 1.е4 е5   2. KfЗ d6   3. d4 Cg4 (черные не хотят усту­пить центр путем 3. . . ed, но тогда следовало играть 3. . . Kd7; ход в тексте гораздо слабее) 4. de С : f3 (вынуждено; если 4. . . de, то 5. Ф : d8+ Кр : d8   6.К : е6) 5.Ф : f3 de (теперь очевидно, что белые вы­играли темп: у них не только выведе­на фигура, но и ход сейчас за ними: это произошло потому, что черные потратили 2 хода слоном с8, чтобы взять сделавшего лишь 1 ход коня f3; белые же, взяв на f3 ферзем, сде­лали одновременно развивающий ход; таким образом, белые полу­чили некоторое преимущество, а по­сле нескольких новых ошибок про­тивника быстро выиграли) 6. Сс4 Kf6? (лучше уже Фf6)  7.ФbЗ Фе7 (чтобы на 8.Ф : b7 ответить Фb4+; если 7. . . Фd7   8.Ф : b7   Фе6, то 9. Сb6!) 8.КсЗ (сразу выигрывало  8. C : f7+! с последующим 9.Ф : b7)   8. с6  9. Cg6 b5? (необходимо было   9. . . Фс7) 10.К : b5! cb  11. С : b5+ Kbd7   12.0—0—0 Лd8 13. Л : d7! Л : d7   14. d1   Фе6  15. С : d7+  K : d7   16. Фb8+!  K : b8   17. Лd8x

14

Зрители на шахматном турнире.

Часто встречающаяся дебютная ошибка — это преждевременная ак­тивность, то-есть всякого рода напа­дения при незаконченном развитии и отсутствии достаточных оснований для атакующих действий (см. при­мер на стр. 132, после диагр. 329, а также диагр. 406). При внимательной и хорошей игре даже небольшие на­рушения основных принципов раз­вития могут быть убедительно исполь­зованы.

Наиболее распространенным видом дебютных ошибок являются такие, которые связаны с недостаточным учетом особенностей расположения фигур в тех или иных дебютных пози­циях. Во многих началах встреча­ются различные «подводные камни», о которые легко можно «разбиться» при поверхностном расчете вариантов, когда доверчиво полагаешься на безо­бидность позиции или не очень боль­шую ее сложность. Вот здесь-то и оказываются возможными неожидан­ные и губительные ходы противника.

460. Файн — Юдович, Москва. 1937г.

im 460

Белые сыграли здесь 8. К : d5?, прельстившись возможностью вы­играть качество (как им казалось) после 8. . . ab 9.К : f6+   gf 10.Ф : d8+ Кр : d8 11.С : f6+ и т. д. Одна­ко они не учли стесненного поло­жения своего короля и незащищен­ности диагонали а5—e1. В партии последовало:  8.  . . аb1  9. К : f6+ Ф : f6!!   10. С : f6  Сb4+   11. Фd2  C : d2+   12. Кр : d2 gf, и черные остались с лишней фигурой.

461.

im 461

В этой известной теоретической позиции (получающейся в одном из вариантов испанской партии после 6-го хода черных) не рекомендуется белым играть 7.d4 К : d4 8.К : d4 ed 9.Ф : d4 ввиду 9. . . с5 и 10. . . с4 с выигрышем слона bЗ.

Подобные ошибки называют иног­да дебютными ловушками. Это не во всех случаях точно. Для ловушки характерно ведь наличие «приман­ки», а такой здесь можно считать (весьма условно) разве лишь желание открыть диагональ слона c1 и штур­мовать центр ходом 7.d4.

Но вот следующий вариант, раз­работанный московскими шахматис­тами, является уже настоящей ловуш­кой.

462.

im 462

Эта позиция (из другого варианта испанской партии, после 7-го хода черных) напоминает несколько пре­дыдущую положением слона на bЗ и возможностью такого же, как в предыдущем примере, проигрыша его после 8. d4.

Однако здесь имеется и существен­ная особенность: пешка е5 не защи­щена пешкой d6.

Белые играют 8.d4 К : d4 (черных соблазняет «ошибка» противника; лучше 8. . . ed 9.е5 Ке8 и хотя бы  10. Cd5, но, конечно, не 10.К : d4?), и теперь следует 9. С : f7+  Л : f7  10. К : е5  Ке6 (еще хуже 10. . . Ке6)   11. К : f7   Кр : f7  12. е5 Ке8 или же Kg8    13.Фd5+ с последующим ЛеЗ и сильнейшей атакой; при 10. . . Ке6  последовало бы на 13-м ходу Фf3+ и затем Ф : а8.

Дебютные ошибки и ловушки, подобные приведенным выше, становится после их «изобретения» достоянием теории, которая при анализе различных вариантов предостерегает попут­но изучающего о возможности всяких «казусов». Хорошо, конечно, их знать, но еще надежнее тщательно рассчитывать варианты, особенно при наличии «приманок».

При рассмотрении дебютов в сле­дующем разделе мы постоянно обра­щаем внимание изучающего на подоб­ные (и притом чаще всего встречаю­щиеся) дебютные ошибки.