Борьба в шахматной партии начинается уже с первых ходов. За что же именно ведется борьба в дебюте, какие цели мы себе ставим?
Ясно, что первая задача — это вывести фигуры, предоставить им поля и линии, чтобы они могли проявить свою силу. В начальном положении (диаграмма 1) все фигуры, кроме коней, вообще лишены подвижности и никак не могут воздействовать на расположение противника. Их надо прежде всего построить в боевой порядок, поставить на такие позиции, где они могли бы проявить наибольшую активность.
Фигура в центре доски имеет значительно большую подвижность, чем в углу доски или на краю ее. Поэтому, как уже не раз указывалось раньше, важно овладеть «центром». Овладеть центром — это значит либо занять его своими пешками и фигурами, либо поставить под сильный обстрел фигур. Поэтому-то лучшими ходами для белых в начале игры являются ходы 1.е2—е4 или 1. d2—d4 (иногда и 1.с2—с4); развивая же фигуры, полезно выводить их к центру, размещать их так, чтобы все они били в центр или угрожали неприятельским фигурам, пытающимся защищать центр.
Не следует понимать этот основной принцип игры слишком узко. На практике, в зависимости от избираемого плана игры, могут иметь место те или иные отклонения, но лишь временного порядка. Основная идея — овладение центром или по меньшей мере занятие в нем положения не менее сильного, чем у противника — проходит красной нитью через весь дебют. При этом важен не только «центр» в строгом смысле слова (поля е4, d4, е5, d5), но и «расширенный центр», то-есть квадрат, образуемый полями сЗ—с6—f6—f3.
Значение создавания сильного пешечного (иногда и фигурного) центра как основы всего позиционного построения и с целью обеспечения опорных пунктов для своих фигур освещалось уже в главе «Позиция».
Здравый смысл подсказывает нам, что в игру надо стремиться вводить побольше фигур, чтобы их соединенной силой подавлять сопротивление противника или отражать его натиск. Основной закон шахматной стратегии гласит, что для достижения успеха в каком-нибудь пункте доски необходимо, чтобы на этом участке мы были сильнее нашего противника. Поэтому надо стремиться вводить в игру все фигуры и не ограничиваться лишь немногими.
Для успешной мобилизации требуется еще и быстрота: нужно развивать фигуры, не теряя времени. Поэтому в начале игры, как правило, не рекомендуется ходить несколько раз одной и той же фигурой, если это не дает каких-либо непосредственных выгод. Лучше каждым ходом вводить в игру новую фигуру, чтобы закончить развитие в наименьшее число ходов. Первоначальное
развитие можно считать в основном законченным, когда выведены легкие фигуры и сделана рокировка. Большей частью после этого выводят еще ферзя на с2, d2, е2 или bЗ, d3, f3 (в зависимости от обстоятельств и общего плана развития), чтобы обеспечить связь между ладьями и получить возможность ввести их в игру, то-есть поставить их, смотря по надобности, на вертикали d, е, с или f.
Разумеется, развитие фигур не должно основываться на каких-то случайных соображениях. Нужно выбрать определенный план развития — выводить фигуры по известной системе, то-есть в известной последовательности, имея в виду ясную цель, которую мы себе поставили (основная цель — это обеспечение для своих фигур необходимого влияния на центр).
Добиваясь осуществления намеченного нами плана развития фигур и достижения поставленной цели, мы должны стремиться к размещению возможно большего числа фигур на возможно лучших позициях в наименьшее число ходов. Но это еще не все. Разыгрывая партию, мы имеем перед собой противника, который, понятно, стремится к тому же, что и мы. Если мы хотим овладеть центром, то и он пытается достигнуть того же. Таким образом, с первых же ходов начинается борьба за центр. Далее, стороны стремятся не просто к развитию, но к преимуществу в развитии (больше фигур в игре, лучшие позиции их). Поэтому важно заботиться не только о свободном развитии своих фигур, но и о том, чтобы мешать противнику выполнять его задачи, затруднять по мере возможности развитие его фигур, замедлять это развитие, заставлять его делать ослабляющие позицию ходы.
Проведение собственных планов, борьба с опасными замыслами противника — вот основа каждой шахматной партии, любой части ее: дебюта, середины игры, эндшпиля.
Эстрада Колонного зала Дома Союзов в Москве во время матч-турнира на первенство мира в 1948 году.