ДЕБЮТ И ЕГО ЗАДАЧИ

Борьба в шахматной партии начи­нается уже с первых ходов. За что же именно ведется борьба в дебюте, какие цели мы себе ставим?

Ясно, что первая задача — это вывести фигуры, предоставить им поля и линии, чтобы они могли проявить свою силу. В начальном положении (диаграмма 1) все фигу­ры, кроме коней, вообще лишены по­движности и никак не могут воздей­ствовать на расположение противни­ка. Их надо прежде всего построить в боевой порядок, поставить на такие позиции, где они могли бы про­явить наибольшую активность.

Фигура в центре доски имеет зна­чительно большую подвижность, чем в углу доски или на краю ее. Поэто­му, как уже не раз указывалось раньше, важно овладеть «центром». Овладеть центром — это значит либо занять его своими пешками и фи­гурами, либо поставить под силь­ный обстрел фигур. Поэтому-то лучшими ходами для белых в начале игры являются ходы 1.е2—е4 или   1. d2—d4 (иногда и 1.с2—с4); разви­вая же фигуры, полезно выводить их к центру, размещать их так, чтобы все они били в центр или угро­жали неприятельским фигурам, пы­тающимся защищать центр.

Не следует понимать этот основной принцип игры слишком узко. На практике, в зависимости от избира­емого плана игры, могут иметь место те или иные отклонения, но лишь вре­менного порядка. Основная идея — овладение центром или по меньшей мере занятие в нем положения не менее сильного, чем у противника — проходит красной нитью через весь дебют. При этом важен не только «центр» в строгом смысле слова (поля е4, d4, е5, d5), но и «расширенный центр», то-есть квадрат, образуемый полями сЗ—с6—f6—f3.

Значение создавания сильного пе­шечного (иногда и фигурного) цент­ра как основы всего позиционного построения и с целью обеспечения опорных пунктов для своих фигур освещалось уже в главе «Позиция».

Здравый смысл подсказывает нам, что в игру надо стремиться вводить побольше фигур, чтобы их соеди­ненной силой подавлять сопротивле­ние противника или отражать его натиск. Основной закон шахматной стратегии гласит, что для достиже­ния успеха в каком-нибудь пункте доски необходимо, чтобы на этом участке мы были сильнее нашего противника. Поэтому надо стремить­ся вводить в игру все фигуры и не ограничиваться лишь немногими.

Для успешной мобилизации тре­буется еще и быстрота: нужно развивать фигуры, не теряя време­ни. Поэтому в начале игры, как пра­вило, не рекомендуется ходить не­сколько раз одной и той же фигурой, если это не дает каких-либо непосред­ственных выгод. Лучше каждым хо­дом вводить в игру новую фигуру, чтобы закончить развитие в наимень­шее число ходов. Первоначальное

развитие можно считать в основном законченным, когда выведены лег­кие фигуры и сделана рокировка. Большей частью после этого выводят еще ферзя на с2, d2, е2 или bЗ, d3, f3 (в зависимости от обстоятельств и общего плана развития), чтобы обеспечить связь между ладьями и получить возможность ввести их в игру, то-есть поставить их, смотря по надобности, на вертикали d, е, с или f.

Разумеется, развитие фигур не должно основываться на каких-то случайных соображениях. Нужно выбрать определенный план раз­вития — выводить фигуры по изве­стной системе, то-есть в известной последовательности, имея в виду яс­ную цель, которую мы себе поставили (основная цель — это обеспечение для своих фигур необходимого влия­ния на центр).

Добиваясь осуществления наме­ченного нами плана развития фигур и достижения поставленной цели, мы должны стремиться к размеще­нию возможно большего числа фигур на возможно лучших позициях в наи­меньшее число ходов. Но это еще не все. Разыгрывая партию, мы имеем перед собой противника, который, понятно, стремится к тому же, что и мы. Если мы хотим овладеть цент­ром, то и он пытается достигнуть того же. Таким образом, с первых же хо­дов начинается борьба за центр. Да­лее, стороны стремятся не просто к развитию, но к преимуществу в раз­витии (больше фигур в игре, лучшие позиции их). Поэтому важно забо­титься не только о свободном разви­тии своих фигур, но и о том, чтобы мешать противнику выполнять его задачи, затруднять по мере возмож­ности развитие его фигур, замедлять это развитие, заставлять его делать ослабляющие позицию ходы.

Проведение собственных планов, борьба с опасными замыслами про­тивника — вот основа каждой шах­матной партии, любой части ее: де­бюта, середины игры, эндшпиля.

13

Эстрада Колонного зала Дома Союзов в Москве во время матч-турнира на первенство мира в 1948 году.