МАТ

Конечная цель игры — дать мат неприятельскому королю. Рассмо­трим несколько типичных матовых позиций. Начнем с таких, в которых мат дает ладья.

Во всех этих позициях ладья дает мат на 8-й горизонтали. На практике мат почти всегда (за очень редкими исключениями) достигается именно на краю доски, где подвиж­ность короля чрезвычайно ограни­ченна .

Отступлению черного короля на 7-ю горизонталь в позициях на диаграммах 32—37 мешают либо свои, либо чужие фигуры, а иногда — и те и другие вместе.

Ладья в соединении с другой фигурой нередко заканчивает пар­тию следующим образом:

Мат ладьей.

Мат ладьи.
Мат конем.

Мат ферзем иллюстрируется сле­дующими примерами:

42.                               43.

i4243

Мат ферзем.
44.                                45.

i4445

50.                          50а.

i50

46.                                47.

i46

i47

Мат пешкой: Ь6—Ь7 х.
В приведенных ниже позициях мат дают легкие фигуры:
Мат ферзем.
В позициях 43 и 47 матует слон, другая же легкая фигура препят­ствует отступлению черного короля на Ь8.

Мат конем в позиции 49 назы­вается «спертым».

Мат пешкой также не представ­ляет исключения. Примером может служить диаграмма 50.

Полезно запомнить приведенные позиции, так как они часто встреча­ются в практической игре.