К концу игры у одного из партнеров может оказаться перевес на фигуру, в то время как у противника остался только король. Если эта фигура — слон или конь, мат дать нельзя (см. диаграммы 22 и 23). Другое дело, если осталась ладья или еще более сильная фигура — ферзь; в этом случае выигрыш при поддержке своего короля очень прост.
Чтобы заматовать черного короля, его надо оттеснить на край доски.
На диаграмме 51 короли находятся в оппозиции; черный король уже несколько стеснен — у него отняты все три поля на 5-й горизонтали.
51.
1. Лh1-h6+ Kpe6-e7
Черный король отброшен на один ряд назад.
2. Кре64-f5
Чтобы на 2. . . Kpe7—f7 снова дать шах и отбросить черного короля на край доски.
2. ……. Кре7-d7
3. Kpf5 —е5 Кре7-е7
4. Кре5 — d5 Кре7-b7
5. Kpd5 — c5 Крb7-а7
6. Кре5 — Ь5 Кра7-b7
Теперь, когда достигнута оппозиция, снова следует шах.
7. Лh6 — h7+ Крb7 — с8
8. Крb5 — с5 Крс8 — d8
9. Лh7 —а7
Обратите внимание на этот выжидательный ход ладьей: теперь черный король раньше или позже будет вынужден встать в положение оппозиции.
9. …….. Kpd8 — e8
10. Крc6—d6 Kpe8-f8
11. Kpd6 — е6 Kpf8-g8
12. Кре6 —f6 Kpg8-h8
13. Kpf6 — g6 Kph8-g8
Оппозиция достигнута.
- Ла7 — a8 x
В приведенном примере показан наиболее простой, хотя и несколько медленный способ матования. После 5-го хода черных можно было бы дать мат быстрее.
52.
Здесь белые могут играть, как рассматривалось выше, Крс5—Ь5, выжидая, чтобы черные заняли оппозицию.
Однако быстрее белые могут добиться победы при следующем продолжении:
- Лh6-b6 Кра7-а8
- Крс5-с6 Кра8-а7
- Крс6-с7 Кра7-а8
- Лb6-a6x
Возможно и другое решение:
1. Лh6—h7-+ Кра7—а6 2. Лh7—g7 (выжидательный ход) Кра6—а5 3. Лg7—а7х.
Или: 1. Лh6—h7+ Кра7—а8 2. Крс5—b6 Кра8—b8 З. Лh7—h8 х.
Наконец: 1.Лh6—h7+ Кра7—b8 2. Крс5—с6 Крb8—а8 З.Крс6—b6 Кра8—b8 4.Лh7—h8х.
Какое бы невыгодное положение белые фигуры ни занимали вначале, мат ладьей достигается не позднее 16-го хода.
Еще легче дать мат ферзем; это достигается не позднее чем в девять ходов.
53.
- Фd2-d7 Kpe5-e4
- Kpe1-f2 Kpe4-e5
- Kpf2-f3 Kpe5-f6
- Kpf3-f4 Kpf6-g6
- Фd7-e7 Kpg6-h6
В подобных позициях нужна некоторая осторожность, чтобы не дать черным пат. Если, например, 6.Фе7— f7?, игра ничья.
- Kpf4 —f5 Kph6 — h5
- Фе7 — h7х
Возможен также следующий заключительный ход: 7.Фе7—g5x.
Мат двумя ладьями или ферзем и ладьей не требует поддержки своего короля.
54.
- Лb3-b5+ Kpe5-d6
- Ла4-а6+ Kpd6-c7
- Лb5-h5 Kpc7-b7
- Ла6-g6 Kpb7-c7
- Лh5-h7+ Kpc7-d8
- Лg6-g8 x
- ЛЬЗ— Ь5 +
- Ла4—аб-f
- ЛЬб —h5
- Лаб — g6
- ЛЬб — Ь7+
- Лg6 — g8 X
КрЬЗ —Ь4 КрЬ4 — Ь5 КрЬб —Ь6 КрЬб — Ъ7 КрЬ7 — Ь8 |
- Ла1—аЗ+
- Фс1 — сЗ+ 3* ЛаЗ — аб-j- 4* ФсЗ — сб —
- Лаб — a7-j-
- Феб — с7 х
Два слона или слон и конь при поддержке своего короля также могут дать мат.
Мат двумя слонами достигается не позднее 18-го хода оттеснением короля в какой-нибудь угол. Для выигрыша, как в предыдущих случаях, требуется согласованная игра фигур.
- Cd1 —13
Слоны занимают диагонали а8—h1 и b8—b2, преграждая черному королю путь вправо.
- … Kpd4 — d3
- Сh2 —е5 Kpd3 — d2
- Cf3 —е4
Белые перестроили свои силы. Их слоны теперь занимают еще и диагонали а1—b8 и b1—h7. У черного короля остается уже мало полей.
- … Kpd2 — c1
В надежде на ничью после 4. Kpf2—е2?? (пат).
- Крf2 — еЗ Kpc1 — d1
Следующим ходом белые препятствуют возвращению черного короля на c1 и начинают постепенно оттеснять его в угол М.
- Се5 — b2 Kpd1 — e1
- Се4 — с2 Kpe1 — f1
- КреЗ —f3 Kpf1 —g1
На 7. . . Kpf1—e1 последует 8. Сb2—сЗ+. Теперь же белые принимают меры, чтобы черный король не прорвался через b2 и bЗ.
- Сс2 —f5 Kpg1—f1
- Сb2 — сЗ Kpf1— g1
- Kpf3 —g3 Kpg1 —f1
- Cf5 —d3+ Kpf1—g1
- Cc3 — d4+ Kpg1 — h1
- Cd3 —e4x
Последние ходы слонами напоминают способ матования двумя ладьями в позиции 54; там ладьи перемещались по горизонталям, а здесь слоны по диагоналям.
Мат слоном и конем более труден: мы рассмотрим это окончание позднее.