ЛАДЬЯ
Ладья ходит по горизонталям и вертикалям во все стороны и на любое расстояние.
В позиции на диаграмме 4 ладья может пойти на любое из размеченных 14 полей.
Подвижность ладьи, как и всякой другой фигуры, уменьшается при наличии на пути ее движения других фигур.
В позиции на диаграмме 5 в распоряжении ладьи только 9 свободных полей.
Кроме того, ладья может взять неприятельскую пешку, стоящую на е7 (то-есть снять ее с доски и самой встать на е7).
Таким образом, число всех возможных ходов ладьи в положении на диаграмме 5 равно десяти.
СЛОН
Слон ходит только по диагоналям (косым линиям) в любую сторону и на любое расстояние.
Наибольшее число ходов у слона — 13 (это при положении его в центре, то-есть на полях е4, d4, е5, d5).
Находясь на Ь7, слон имел бы в своем распоряжении только 9 ходов, а при положении его на а1 — всего 7 ходов.
Таким образом, подвижность слона меньше, чем у ладьи, которая на свободной доске всегда имеет 14 ходов, на каком бы поле она ни находилась.
При этом слон действует лишь на полях одного цвета — белого или черного (поэтому и существуют выражения «белопольный» или «чернопольный» слон), в то время как действию ладьи доступны все поля доски, независимо от их цвета.
Все это показывает, что ладья сильнее слона.
ФЕРЗЬ
Ферзь — самая сильная из всех фигур; он ходит и как ладья и как слон. На свободной доске он имеет с центрального поля 27 ходов.
Благодаря своей громадной подвижности, а также возможности действовать как по белым, так и по черным диагоналям ферзь оказывается гораздо сильнее ладьи и слона вместе взятых.
КОНЬ
Более замысловатым ходом, чем другие фигуры, обладает конь. С того места, где он стоит, он может пойти в любую сторону через поле — на поле другого цвета.
В отличие от других фигур, конь имеет право прыгать через фигуры — свои и чужие,
Конь избирает как бы среднее направление между ходами ладьи и слона. Но ладья и слон идут на любое расстояние, а конь только через один ряд.
Ладья, слон и ферзь, в отличие от коня, являются «дальнобойными» фигурами.
Наибольшее число ходов у коня — 8. Это в том случае, если он не стоит слишком близко к краю доски. У коня на а1 было бы только 2 хода — на с2 и ЬЗ.
Важно заметить свойство коня менять цвет поля при каждом ходе. Благодаря этому для коня становятся доступными все поля доски. В этом отношении конь имеет преимущество перед слоном, которому он значительно уступает в подвижности и дальнобойности. Другим преимуществом коня является его более высокая «ударная» способность: теоретически конь может поразить одновременно 8 неприятельских объектов, а слон — только 4 (на практике этого, правда, никогда не бывает). Указанные преимущества и недостатки приблизительно уравновешивают друг друга, и по своей силе конь считается равным слону.
В положении на диаграмме 10 конь может пойти на любое из размеченных 6 полей; пойти на а4 он не может, так как это поле занято своей пешкой. При ходе на а6 конь прыгает через неприятельские пешки. Конь может еще взять пешку е6, однако попадает в этом случае под удар черного слона с8, а так как всякая фигура более ценна, чем пешка, то взятие на е6 для белых невыгодно.
Пешка е6, как говорят, «защищена» слоном.
При ходе коня на b7 он будет находиться под защитой своего слона f3. Если черный слон возьмет коня на b7, его возьмет слон f3. Это называется «разменять» фигуру.
Слон по силе равен коню, поэтому оба партнера могут не опасаться размена.
В других случаях фигуры могут быть неравноценны; например, так называемые «легкие фигуры» (слон и конь) слабее «тяжелых фигур» — ферзя и ладьи. Здесь о «размене» можно говорить разве лишь в том случае, если за ладью получаешь две, а за ферзя — три легкие фигуры.
Значит, на случай разменов необходимо точно знать сравнительную силу фигур.
Подробно об этом будет сказано позднее (стр. 88).
КОРОЛЬ
11. Старинная головоломка |
Обойти конем все поля шахматной доски, не становясь ни на какое поле дважды, и притом так, чтобы с последнего поля конь мог встать на начальное поле. |
Мы сразу же даем решение. Цифры указывают, на какие поля должен последовательно становиться конь. Достаточно один раз просмотреть решение, чтобы лучше усвоить ход коня.
(Из опубликованных многочисленных решений мы выбрали одно из решений Яниша, отличающееся той особенностью, что сумма чисел по вертикалям и горизонталям составляет 260, причем «1» может находиться не только на d3, но и на d6, а также на с2 или с7 и на £2 или £7. Если последовательно обозначить путь коня линиями, то получится замкнутый симметричный рисунок.) |
КОРОЛЬ
Король ходит во все стороны и по прямой (то-есть вертикали или горизонтали) и по диагонали, но каждый раз только на одно поле.
Наибольшее число ходов короля — 8. Особенность короля та, что, по правилам игры, его нельзя ставить на атакованное поле, то-есть на поле, находящееся под ударом неприятельской фигуры. По этой же причине король не имеет права брать защищенную фигуру!
В этом положении белый король может взять незащищенную ладью b6, на которую он «нападает» с поля g7, либо же пойти на g8 или b8. Ходы на f6, f7 и g6 для него невозможны; он не имеет права взять ни коня f8, ни пешку b7, так как они защищены другими фигурами.
У черного короля в этой позиции только один ход — на е7.