ХОДЫ ФИГУР. НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. РАЗМЕН

ЛАДЬЯ

Ладья ходит по горизонталям и вертикалям во все стороны и на любое расстояние.

В позиции на диаграмме 4 ладья может пойти на любое из размечен­ных 14 полей.

Подвижность ладьи, как и всякой другой фигуры, уменьшается при наличии на пути ее движения других фигур.

i4

В позиции на диаграмме 5 в рас­поряжении ладьи только 9 свободных полей.

Кроме того, ладья может взять неприятельскую пешку, стоящую на е7 (то-есть снять ее с доски и самой встать на е7).

Таким образом, число всех возмож­ных ходов ладьи в положении на диаграмме 5 равно десяти.

СЛОН

Слон ходит только по диагоналям (косым линиям) в любую сторону и на любое расстояние.

 i6

Наибольшее число ходов у слона — 13 (это при положении его в центре, то-есть на полях е4, d4, е5, d5).

Находясь на Ь7, слон имел бы в своем распоряжении только 9 ходов, а при положении его на а1 — всего 7 ходов.

Таким образом, подвижность слона меньше, чем у ладьи, которая на свободной доске всегда имеет 14 ходов, на каком бы поле она ни нахо­дилась.

При этом слон действует лишь на полях одного цвета — белого или черного (поэтому и существуют вы­ражения «белопольный» или «чернопольный» слон), в то время как дей­ствию ладьи доступны все поля доски, независимо от их цвета.

Все это показывает, что ладья сильнее слона.

ФЕРЗЬ

Ферзь — самая сильная из всех фигур; он ходит и как ладья и как слон. На свободной доске он имеет с центрального поля 27 ходов.

Благодаря своей громадной по­движности, а также возможности дей­ствовать как по белым, так и по чер­ным диагоналям ферзь оказывается гораздо сильнее ладьи и слона вместе взятых.

8. i8

Старинная головоломка

Па этой диаграмме расставлены 8 фер­зей таким образом, что ни один из них рте может ваять другого. Русский мастер К. А. Ниши в 1862 году доказал, что таких расстановок возможно 92. Из пред­ложенных им решений мы выбрали наи­более простое.

Попробуйте найти какую-нибудь рас­становку самостоятельно!

КОНЬ

Более замысловатым ходом, чем другие фигуры, обладает конь. С того места, где он стоит, он может пойти в любую сторону через поле — на поле другого цвета.

В отличие от других фигур, конь имеет право прыгать через фигуры — свои и чужие,

i9

Конь избирает как бы среднее направление между ходами ладьи и слона. Но ладья и слон идут на любое расстояние, а конь только через один ряд.

Ладья, слон и ферзь, в отличие от коня, являются «дальнобойными» фигурами.

Наибольшее число ходов у коня — 8. Это в том случае, если он не стоит слишком близко к краю доски. У ко­ня на а1 было бы только 2 хода — на с2 и ЬЗ.

Важно заметить свойство коня менять цвет поля при каждом ходе. Благодаря этому для коня становятся доступными все поля доски. В этом отношении конь имеет преимущество перед слоном, которому он значи­тельно уступает в подвижности и дальнобойности. Другим преимуще­ством коня является его более высо­кая «ударная» способность: теорети­чески конь может поразить одно­временно 8 неприятельских объектов, а слон — только 4 (на практике этого, правда, никогда не бывает). Указанные преимущества и недо­статки приблизительно уравновеши­вают друг друга, и по своей силе конь считается равным слону.

В положении на диаграмме 10 конь может пойти на любое из раз­меченных 6 полей; пойти на а4 он не может, так как это поле занято своей пешкой. При ходе на а6 конь прыгает через неприятельские пеш­ки. Конь может еще взять пешку е6, однако попадает в этом случае под удар черного слона с8, а так как всякая фигура более ценна, чем пешка, то взятие на е6 для белых невыгодно.

Пешка е6, как говорят, «защищена» слоном.

При ходе коня на b7 он будет на­ходиться под защитой своего слона f3. Если черный слон возьмет коня на b7, его возьмет слон f3. Это назы­вается «разменять» фигуру.

Слон по силе равен коню, поэтому оба партнера могут не опасаться размена.

В других случаях фигуры могут быть неравноценны; например, так называемые «легкие фигуры» (слон и конь) слабее «тяжелых фигур» — ферзя и ладьи. Здесь о «размене» можно говорить разве лишь в том случае, если за ладью получаешь две, а за ферзя — три легкие фигуры.

Значит, на случай разменов необ­ходимо точно знать сравнительную силу фигур.

Подробно об этом будет сказано позднее (стр. 88).

КОРОЛЬ

11. Старинная головоломка
Обойти конем все поля шахматной дос­ки, не становясь ни на какое поле дважды, и притом так, чтобы с последнего поля конь мог встать на начальное поле.
Мы сразу же даем решение. Цифры указывают, на какие поля должен последовательно становиться конь. Достаточно один раз просмотреть решение, чтобы лучше усвоить ход коня.

(Из опубликованных многочисленных решений мы выбрали одно из решений Яниша, отличающееся той особенностью, что сумма чисел по вертикалям и горизон­талям составляет 260, причем «1» может находиться не только на d3, но и на d6, а также на с2 или с7 и на £2 или £7. Если последовательно обозначить путь коня линиями, то получится замкнутый симме­тричный рисунок.)

 i1112

КОРОЛЬ

Король ходит во все стороны и по прямой (то-есть вертикали или го­ризонтали) и по диагонали, но каж­дый раз только на одно поле.

Наибольшее число ходов коро­ля — 8. Особенность короля та, что, по правилам игры, его нельзя ставить на атакованное поле, то-есть на поле, находящееся под ударом неприятель­ской фигуры. По этой же причине король не имеет права брать защи­щенную фигуру!

В этом положении белый король может взять незащищенную ладью b6, на которую он «нападает» с поля g7, либо же пойти на g8 или b8. Ходы на f6, f7 и g6 для него невоз­можны; он не имеет права взять ни коня f8, ни пешку b7, так как они защищены другими фигурами.

У черного короля в этой позиции только один ход — на е7.