МОТИВЫ И ИДЕЯ КОМБИНАЦИИ

Мы уже знаем, что комбинацией называется совместное действие нескольких фигур в виде форсированного варианта с жертвой материала, в результате которого играющий рассчитывает получить какие-либо выгоды. Целью комбинации может быть мат, выигрыш материала, а иногда и спасение от проигрыша путем вечного шаха или пата. Но комбинация может преследовать и такие цели, как расстройство пешечного расположения противника, завладение для своих фигур ка­кими-нибудь выгодными полями или линиями, размен активных фигур противника и т. п.; в этих случаях при помощи комбинации добиваются получения так называемых позиционных выгод, то-есть преимущества в расположении фигур.

Наиболее характерное в комбинации — это форсированность состав­ляющих ее ходов и, по большей части, неожиданность их (жертва!), находящая свое крайнее выражение, а вместе с тем и объяснение, в завер­шающем пункте комбинации. Этот момент можно назвать верши­ной комбинации.

Хотя комбинация является логическим следствием сложившейся на доске позиции,             однако необычность некоторых ходов (жертва материала) как бы нарушает нормальное     течение    партии и резко (как в результате скачка или взрыва) переводит ее в другое русло — с изменившимся со­отношением сил на доске и совершенно новой обстановкой борьбы.

В приводимых ниже позициях попытайтесь каждый раз самостоятель­но найти комбинацию, перед тем как продолжать чтение.

265. Ход белых.

im 265

В шахматной литературе встречаются и такие названия, как «пуант», «гвоздь» или «соль» комбинации. Вряд ли эти термины можно признать удачными.

Белые играют 1. Ла8+  и после вынужденного ответа Сс8 жертвуют качество: 2.Л : с8+! с двойным уда­ром на короля и ладью. На Кр : с8 следует З.Ке7+ с новым и на этот раз решающим двойным ударом. Шах ладьей был подготовительным ходом, а жертва качества — это вершина комбинации; идея же ее заключалась в завлечении короля на невыгодное поле — под двойной удар. В резуль­тате этой комбинации уничтожены все фигуры черных, и дальнейшее сопротивление лишено для них какого-либо смысла.

266. Ход черных

im 266

Ходом 1. . Сb4! черные выигры­вают ферзя за легкую фигуру, так как на 2.Ф : М следует К : с2-К Комбинация возможна не во вся­кой позиции. В разобранных приме­рах основанием для комбинации, ее мотивом, который подсказывал самую возможность комбинации, бы­ло нахождение неприятельских фи­гур на прямой линии (в последнем случае — диагонали)—мотив чисто геометрического порядка.

Завлечение неприятельских фи­гур под двойной удар коня состав­ляет идею следующих комбинаций.

267. Ход белых

Путем 1.Ф : е5! белые выигры­вают фигуру, защищая одновремен­но своего коня. Жертва ферзя — только кажущаяся, так как на 1. Ф : е5 следует 2.Kf7+.

268. Ход белых

Здесь завлечение короля дости­гается посредством жертвы ладьи: 1.Лd8+ Kpb7   2.Лb8+! Кр : b8    3. Кс6+ с выигрышем ферзя.

Гораздо сложнее комбинация в позиции 269, где завлечение короля сочетается с таким превращением пешки, при котором возникает ре­шающий двойной удар.

269. Ход белых.

  1. Лс8+! Л : с8      2.Фа7+! Кр : а7   З.bсК+  Белые отыгрывают ферзя и остаются с лишней фигурой. Здесь ясно сказывается значение комби­нации — экономного по времени и сокрушающего тактического удара. Если бы белые не нашли ее, их ко­роль легко мог бы стать жертвой атаки неприятельских тяжелых фи­гур.

Стесненное положение неприятель­ских фигур также часто дает повод для комбинаций. Все виды ограниче­ния подвижности, которые мы рас­сматривали раньше — отрезание по­лей, заграждения, близость к краю доски, — могут служить мотивами комбинаций.

270.   Мат в 2 хода                                                     271.Мат в 2 хода

Идея комбинации в позиции 270 — жертва ферзя ради вскрытия линии против короля, подвижность кото­рого крайне ограниченна. 1.Ф : b7+!     Кр :b7     2.Лh5 x.

В позиции 271 ход 1.Ла2+!  вы­нуждает черных создать загражде­ние на поле а2 посредством С : а2, после чего следует 2.Кс2х.

Иногда ограничение подвижности собственного короля может быть ис­пользовано как мотив комбинации для спасения от проигрыша.

272. Белые делают ничью.

1.Лс7+ Кр : с7     2.d6+  Ф:d6 (если Кр : d6, то Сb4+) 3. Cf4!    Ф : f4. Пат.

273. Белые выигрывают.

В позиции 273 на первый взгляд вы­играть трудно: черные грозят Лb8х или Кр : с5. Играя 1.Лb5!, белые за­пирают линию h и сами грозят Л : b4 или Ла6х . Ответ 1… Л : b5 означает завлечение черной ладьи под двойной удар: 2.Ла6+ Кр  З. Ла5+ и т. д.

Рассмотренные примеры: дают лишь небольшое количество мотивов и идей, на которых строится комбина­ция. Эти мотивы и идеи столь же неисчерпаемы, как неисчерпаемы все­возможные различия в расположении и количестве фигур, а также воздей­ствии их друг на друга. Эффектная и правильная комбинация, являюща­яся единственным или кратчайшим путем достижения выигрыша, часто производит сильное впечатление своей художественностью.

Изучая цели и действие ходов в главе, посвященной основам тактики и стратегии, мы знакомились с ме­ханизмом комбинации: форсирую­щими ходами, мотивами и идеями.

Чтобы научиться комбинировать самостоятельно, нужно закрепить свои знания практической игрой, испытать и проверить все, что запом­нилось, на собственном опыте и про­должать изучение идей и мотивов комбинаций мастеров. Сперва нужно понять, а затем уже пытаться применять на практике.