Мы уже знаем, что комбинацией называется совместное действие нескольких фигур в виде форсированного варианта с жертвой материала, в результате которого играющий рассчитывает получить какие-либо выгоды. Целью комбинации может быть мат, выигрыш материала, а иногда и спасение от проигрыша путем вечного шаха или пата. Но комбинация может преследовать и такие цели, как расстройство пешечного расположения противника, завладение для своих фигур какими-нибудь выгодными полями или линиями, размен активных фигур противника и т. п.; в этих случаях при помощи комбинации добиваются получения так называемых позиционных выгод, то-есть преимущества в расположении фигур.
Наиболее характерное в комбинации — это форсированность составляющих ее ходов и, по большей части, неожиданность их (жертва!), находящая свое крайнее выражение, а вместе с тем и объяснение, в завершающем пункте комбинации. Этот момент можно назвать вершиной комбинации.
Хотя комбинация является логическим следствием сложившейся на доске позиции, однако необычность некоторых ходов (жертва материала) как бы нарушает нормальное течение партии и резко (как в результате скачка или взрыва) переводит ее в другое русло — с изменившимся соотношением сил на доске и совершенно новой обстановкой борьбы.
В приводимых ниже позициях попытайтесь каждый раз самостоятельно найти комбинацию, перед тем как продолжать чтение.
265. Ход белых.
В шахматной литературе встречаются и такие названия, как «пуант», «гвоздь» или «соль» комбинации. Вряд ли эти термины можно признать удачными.
Белые играют 1. Ла8+ и после вынужденного ответа Сс8 жертвуют качество: 2.Л : с8+! с двойным ударом на короля и ладью. На Кр : с8 следует З.Ке7+ с новым и на этот раз решающим двойным ударом. Шах ладьей был подготовительным ходом, а жертва качества — это вершина комбинации; идея же ее заключалась в завлечении короля на невыгодное поле — под двойной удар. В результате этой комбинации уничтожены все фигуры черных, и дальнейшее сопротивление лишено для них какого-либо смысла.
266. Ход черных
Ходом 1. . Сb4! черные выигрывают ферзя за легкую фигуру, так как на 2.Ф : М следует К : с2-К Комбинация возможна не во всякой позиции. В разобранных примерах основанием для комбинации, ее мотивом, который подсказывал самую возможность комбинации, было нахождение неприятельских фигур на прямой линии (в последнем случае — диагонали)—мотив чисто геометрического порядка.
Завлечение неприятельских фигур под двойной удар коня составляет идею следующих комбинаций.
267. Ход белых
Путем 1.Ф : е5! белые выигрывают фигуру, защищая одновременно своего коня. Жертва ферзя — только кажущаяся, так как на 1. Ф : е5 следует 2.Kf7+.
268. Ход белых
Здесь завлечение короля достигается посредством жертвы ладьи: 1.Лd8+ Kpb7 2.Лb8+! Кр : b8 3. Кс6+ с выигрышем ферзя.
Гораздо сложнее комбинация в позиции 269, где завлечение короля сочетается с таким превращением пешки, при котором возникает решающий двойной удар.
269. Ход белых.
- Лс8+! Л : с8 2.Фа7+! Кр : а7 З.bсК+ Белые отыгрывают ферзя и остаются с лишней фигурой. Здесь ясно сказывается значение комбинации — экономного по времени и сокрушающего тактического удара. Если бы белые не нашли ее, их король легко мог бы стать жертвой атаки неприятельских тяжелых фигур.
Стесненное положение неприятельских фигур также часто дает повод для комбинаций. Все виды ограничения подвижности, которые мы рассматривали раньше — отрезание полей, заграждения, близость к краю доски, — могут служить мотивами комбинаций.
270. Мат в 2 хода 271.Мат в 2 хода
Идея комбинации в позиции 270 — жертва ферзя ради вскрытия линии против короля, подвижность которого крайне ограниченна. 1.Ф : b7+! Кр :b7 2.Лh5 x.
В позиции 271 ход 1.Ла2+! вынуждает черных создать заграждение на поле а2 посредством С : а2, после чего следует 2.Кс2х.
Иногда ограничение подвижности собственного короля может быть использовано как мотив комбинации для спасения от проигрыша.
272. Белые делают ничью.
1.Лс7+ Кр : с7 2.d6+ Ф:d6 (если Кр : d6, то Сb4+) 3. Cf4! Ф : f4. Пат.
273. Белые выигрывают.
В позиции 273 на первый взгляд выиграть трудно: черные грозят Лb8х или Кр : с5. Играя 1.Лb5!, белые запирают линию h и сами грозят Л : b4 или Ла6х . Ответ 1… Л : b5 означает завлечение черной ладьи под двойной удар: 2.Ла6+ Кр З. Ла5+ и т. д.
Рассмотренные примеры: дают лишь небольшое количество мотивов и идей, на которых строится комбинация. Эти мотивы и идеи столь же неисчерпаемы, как неисчерпаемы всевозможные различия в расположении и количестве фигур, а также воздействии их друг на друга. Эффектная и правильная комбинация, являющаяся единственным или кратчайшим путем достижения выигрыша, часто производит сильное впечатление своей художественностью.
Изучая цели и действие ходов в главе, посвященной основам тактики и стратегии, мы знакомились с механизмом комбинации: форсирующими ходами, мотивами и идеями.
Чтобы научиться комбинировать самостоятельно, нужно закрепить свои знания практической игрой, испытать и проверить все, что запомнилось, на собственном опыте и продолжать изучение идей и мотивов комбинаций мастеров. Сперва нужно понять, а затем уже пытаться применять на практике.