Не меньшее значение, чем правило квадрата, имеет простой арифметический подсчет.
219. Ход белых.
Белым нужно затратить 3 хода на взятие пешки g5, 1 ход на отступление королем вправо или влево и 4 хода на продвижение пешки g4 в ферзи — всего 8 ходов. Черным для проведения пешки а6 также требуется 8 ходов.
Обе стороны получат ферзей одновременно: сперва — белые, так как они начинают, а следом за ними — черные.
Этот подсчет показывает, что партия закончится вничью, так как в позиции, получающейся после превращения пешек, ни одна из сторон не может выиграть у другой ферзя или дать мат.
220. Ход белых.
Для превращения пешки бельм нужно 6 ходов, черным — только 5. Но белые начинают и, следовательно., получат ферзя сразу же после черных, добиваясь таким образом ничьей.
Важно отметить следующее. После 1. Kp : b5 Кр : bЗ белые должны отойти королем, чтобы очистить дорогу пешке. Отходить надо осмотрительно, чтобы не попасть под шах нового ферзя или не потерять своего ферзя в результате неудачной позиции короля. Например: Кре6? Kpg4 З.b5 bЗ 4.b6 b2 5.b7 h1Ф+, и белые из-за шаха уже не получат ферзя, так как черные способом, указанным в примере 85, не только помешают превращению пешки b7, но и выиграют ее. Или: 2.Кра4? Kpg4 З.b5 bЗ 4.b6 b2 5.b7 h1Ф 6.b8Ф, и теперь черные посредством Фа1+ выигрывают ферзя. Другие отступления королем с линии b (кроме 2.Кре6? и 2.Кра4?) совершенно безопасны.
221. Ход белых.
Это значит, что в тот момент, когда белые сыграют g7—g8Ф, ответный ход черных будет bЗ—b2, а не b2—b1Ф. Но, имея ферзя на g8, в то время как пешка черных находится еще на b2, белые выиграют. Таким образом, подсчет ходов облегчает выбор правильного пр одолжения.
Нужно подчеркнуть, что в подобных окончаниях опасно тратить время на какие-нибудь ходы, отвлекающие от основной цели. Например, если в ответ на 1.Крс6 черные сыграют не Kpf3, а b6—b5?, они проиграют и в этом варианте, так как теперь белым для получения ферзя нужно 6 ходов, а черным — все еще семь. Так же, если в варианте 1.Кре5 Kpd3 2.Kpf5 Крс4 белые сыграют не З.Кр : g5, а З.b5?, они лишатся выигрыша, ибо после Кр : b5 стороны получат ферзей уже одновременно. Бесполезный ход пешкой оказывается решающей потерей темпа.
Интересен случай, когда пешки находятся на крайних линиях:
222. Кто начинает-выигрывает
Новый ферзь мешает появлению ферзя у противника.
В партии Сальве — Флямберг (Петербург, 1914) черные эффектно решили игру ходом 63. . . Kh4! (см. диаграмму 223). После 64.Кр : b4 создается позиция, аналогичная примеру 222, где выигрыш зависит от того, чей ход. Черные раньше отходят королем и выигрывают.
Недостаточно было бы 63. . . Крb4 64.Кр : f3 а5 из-за 65.КреЗ! (65.b4? проигрывает). Король грозит пробраться на а1 или, в случае 65. . . а4 66. Kpd2 КрbЗ 67.Kpc1 Кра2, «прижать черного короля к стене» посредством 68.Крс2 с ничьей. Если же черные в ответ на 65.КреЗ вздумают помешать движению короля ходом КрсЗ, они даже проиграют, так как пешка ЬЗ не только превратится в ферзя ввиду преграждения черными большой диагонали, но еще и создаст при этом двойной удар.
223.
В примере 224 нетрудно разобраться самостоятельно.
224. Кто начинает-выигрывает
Таким образом, в рассматриваемых окончаниях подсчет ходов с легкостью определяет шансы получения ферзей. Но после этого нужно мысленно представить себе возникающее положение (на каких полях будут находиться короли и ферзи), чтобы принять во внимание возможные нападения и их последствия.