ПРАВИЛО КВАДРАТА

210.

im 210

Ход белых. Может ли черный король задержать пешку, если она начнет двигаться в ферзи?

Для ответа на этот вопрос было бы несколько утомительно начать соразмерять в уме два различных движения: пешки и короля. Задача может быть решена проще дру­гими способами.

Первый способ — «арифметиче­ский». Можно подсчитать, сколько ходов нужно пешке и — отдельно — сколько королю. Пешка h3 может попасть на поле b7 в 4 хода; столько же потребуется и черному королю, чтобы попасть на поле g7. Ясно, что при движении в ферзи пешка будет задержана.

Второй способ — «геометриче­ский» — позволяет решить задачу сразу, с одного взгляда на доску. Пешке bЗ до поля превращения (b8) остается 5 ходов. Отсчитаем от этой пешки по направлению к неприятель­скому королю (влево) также 5 полей и проведем мысленно линии, как по­казано на диаграмме 210. Получился геометрический квадрат, а в шахма­тах — «квадрат пешки». Если король противника стоит в этом квадрате, пешку всегда можно остановить, чей бы ход ни был. Если же король стоит за пределами квадрата, нужно уста­новить, может ли он при своем ходе попасть в него.

В позиции 210 король уже нахо­дится в квадрате; следовательно, пешка при попытке продвижения ее в ферзи будет завоевана.

Сообразить, как будет выглядеть квадрат, —дело достаточно простое, но и эту задачу можно упростить и провести мысленно только одну ли­нию — «диагональ» квадрата.

211.

im 211

Диагональ bЗ—с8 в позиции 211 сразу показывает, что король нахо­дится в квадрате пешки bЗ.

Очень важен в практической игре случай, показанный на следующей диаграмме:

212.

im 212

Пешка b2 еще не двигалась и может сделать двойной ход на b4; ей, как и пешке bЗ, чтобы попасть на b8, требуется 5 ходов. Поэтому квадрат пешек b2 и bЗ один и тот же. Черный король стоит за пределами этого квадрата и, следо­вательно, при ходе белых на Ь4 не догонит пешку.

Правило квадрата остается без­условно верным, если в борьбе уча­ствуют только две фигуры — пешка и неприятельский король. Если же возможна помощь своего короля или на доске находятся еще и другие фи­гуры, правило квадрата может уже’ не иметь силы.

Добавим, например, в положении на диаграмме 210 черную пешку на f6; казалось бы, дела черных должны после этого улучшиться, а между тем именно наличие этой пешки яв­ляется причиной их гибели, так как мешает движению черного ко­роля на g7.

С учетом подобных помех правило квадрата следует иметь в виду во всех случаях, когда король борется против пешек.

213. Ничья

im 213

Белые не могут взять пешку с!4, так как король выйдет за пределы квадрата пешки ЬЗ.

Точно так же черные не могут взять пешку g5.

В обоих случаях пешки надежно защищают одна другую, и королям остается лишь мешать их дальней­шему продвижению: 1. kpd2   Kph 7     2. Kpd3    Kpg6    и т.д. Ничья.

Часто встречается на практике следующий случай, показанный на диаграмме 214.

214.

im 214

Черная пешка аЗ беззащитна, а белые пешки сами могут постоять за себя. Если черный король нападет на одну из них, вторая двинется впе­ред, парализуя завоевательные наме­рения короля.

215.

Зная предыдущие позиции, мы легко можем установить, что белые при своем ходе выигрывают посред­ством 1.h2 — h4.

Пешки сами защищают друг друга, пока белый король будет завоевывать пешку а6.

Однако если в позиции 215 ход черных, белый король после 1. . . а5 оказывается вне квадрата черной пеш­ки и должен немедленно вступить в него: 2.Кре2. После 2… а!   3.Kpd2 пешка а, правда, не проходит в фер­зи, но зато гибнут обе белые пешки:  3. . Кр : fЗ п т. д. (Для выигрыша второй пешки нельзя играть Kpg2?, так как последует b2—b4 и черный король останется за пределами квад­рата пешки h. Правильно, конечно, Kpf3-g4-h3)

Правило квадрата иногда прояв­ляется в позициях, где, казалось бы, до конца еще далеко.

216. Ход белых

im 216

Если белые перейдут в эндшпиль следующим образом: 1.Д : b6+   Ф : b6   2. Ф : f6+ Крс6, то неизбежна ничья, безразлично — разменяют белые фер­зей или нет. Если же белые изберут правильный путь: Ф : f6+    Ф : f6   2. Л : b6+   Кре5    З.Л : f6   Кр : f6   b6, они выиграют, так как пешку задер­жать нельзя.

Знание правила квадрата подска­зывает нам, когда следует торопиться с продвижением пешки, а когда целе­сообразнее сделать другой ход.

217. Ход белых

im 217

После размена 1.Ф : е6 de не следует поддаваться первому побуж­дению и играть а2—а4. Черному королю не вступить в квадрат пешки даже при своем ходе, поэтому белые могут использовать свой бли­жайший ход на выключение из игры черного слона: 2. Kpg2!, а затем уже двигать пешку.

Бесполезно теперь 2. . . е5 и т. д. вплоть до e1, так как новый ферзь на а8 дает мат. На 2. . . b5   З.а4 h4   4. а5 h3+  белые играют, конечно, 5. Kph1! Если же 2. . . е5    З.а4 е4    4. а5 Cg1 Кр : g1 еЗ, то белые хо­дом 6.Kpf1! парализуют обе черные пешки.

При наличии на доске своих пе­шек, которым возможно оказать под­держку, борьба за квадрат иногда принимает интересные формы, как, например, в следующем этюде:

218. Ход белых. Ничья

im 218

Белый король находится далеко за пределами квадрата пешки b5, и догнать ее представляется немыс­лимым. Собственная же пешка с6 как будто никакой роли не играет, так как черный король стоит слиш­ком близко. Тем не менее, как бы странно это ни выглядело, наличие пешки с6 действительно обеспечивает белым ничью. В самом деле: 1.Kpg7   h4 2.Kpf6 h3   З.Кре7! h2    4.с7 Крb7  5. Kpd7, и стороны получают ферзей одновременно.

Или:     1.Kpg7    Крb6 (чтобы сразу покончить с опасной пешкой) 2. Kpf6 (угрожая Kpg5) h4 З.Кре5 (угрожая Кpf4) h3    4.Kpd6! h2    5.c7, снова добиваясь ничьей, как раньше.

Остроумная защита белых осно­вана на том, что их король движется по полям g7, f6 и т. д. с двоякой целью: догнать пешку b5 либо же оказать поддержку пешке с6. Проти­водействовать обоим планам сразу черные бессильны.