210.
Ход белых. Может ли черный король задержать пешку, если она начнет двигаться в ферзи?
Для ответа на этот вопрос было бы несколько утомительно начать соразмерять в уме два различных движения: пешки и короля. Задача может быть решена проще другими способами.
Первый способ — «арифметический». Можно подсчитать, сколько ходов нужно пешке и — отдельно — сколько королю. Пешка h3 может попасть на поле b7 в 4 хода; столько же потребуется и черному королю, чтобы попасть на поле g7. Ясно, что при движении в ферзи пешка будет задержана.
Второй способ — «геометрический» — позволяет решить задачу сразу, с одного взгляда на доску. Пешке bЗ до поля превращения (b8) остается 5 ходов. Отсчитаем от этой пешки по направлению к неприятельскому королю (влево) также 5 полей и проведем мысленно линии, как показано на диаграмме 210. Получился геометрический квадрат, а в шахматах — «квадрат пешки». Если король противника стоит в этом квадрате, пешку всегда можно остановить, чей бы ход ни был. Если же король стоит за пределами квадрата, нужно установить, может ли он при своем ходе попасть в него.
В позиции 210 король уже находится в квадрате; следовательно, пешка при попытке продвижения ее в ферзи будет завоевана.
Сообразить, как будет выглядеть квадрат, —дело достаточно простое, но и эту задачу можно упростить и провести мысленно только одну линию — «диагональ» квадрата.
211.
Диагональ bЗ—с8 в позиции 211 сразу показывает, что король находится в квадрате пешки bЗ.
Очень важен в практической игре случай, показанный на следующей диаграмме:
212.
Пешка b2 еще не двигалась и может сделать двойной ход на b4; ей, как и пешке bЗ, чтобы попасть на b8, требуется 5 ходов. Поэтому квадрат пешек b2 и bЗ один и тот же. Черный король стоит за пределами этого квадрата и, следовательно, при ходе белых на Ь4 не догонит пешку.
Правило квадрата остается безусловно верным, если в борьбе участвуют только две фигуры — пешка и неприятельский король. Если же возможна помощь своего короля или на доске находятся еще и другие фигуры, правило квадрата может уже’ не иметь силы.
Добавим, например, в положении на диаграмме 210 черную пешку на f6; казалось бы, дела черных должны после этого улучшиться, а между тем именно наличие этой пешки является причиной их гибели, так как мешает движению черного короля на g7.
С учетом подобных помех правило квадрата следует иметь в виду во всех случаях, когда король борется против пешек.
213. Ничья
Белые не могут взять пешку с!4, так как король выйдет за пределы квадрата пешки ЬЗ.
Точно так же черные не могут взять пешку g5.
В обоих случаях пешки надежно защищают одна другую, и королям остается лишь мешать их дальнейшему продвижению: 1. kpd2 Kph 7 2. Kpd3 Kpg6 и т.д. Ничья.
Часто встречается на практике следующий случай, показанный на диаграмме 214.
214.
Черная пешка аЗ беззащитна, а белые пешки сами могут постоять за себя. Если черный король нападет на одну из них, вторая двинется вперед, парализуя завоевательные намерения короля.
215.
Зная предыдущие позиции, мы легко можем установить, что белые при своем ходе выигрывают посредством 1.h2 — h4.
Пешки сами защищают друг друга, пока белый король будет завоевывать пешку а6.
Однако если в позиции 215 ход черных, белый король после 1. . . а5 оказывается вне квадрата черной пешки и должен немедленно вступить в него: 2.Кре2. После 2… а! 3.Kpd2 пешка а, правда, не проходит в ферзи, но зато гибнут обе белые пешки: 3. . Кр : fЗ п т. д. (Для выигрыша второй пешки нельзя играть Kpg2?, так как последует b2—b4 и черный король останется за пределами квадрата пешки h. Правильно, конечно, Kpf3-g4-h3)
Правило квадрата иногда проявляется в позициях, где, казалось бы, до конца еще далеко.
216. Ход белых
Если белые перейдут в эндшпиль следующим образом: 1.Д : b6+ Ф : b6 2. Ф : f6+ Крс6, то неизбежна ничья, безразлично — разменяют белые ферзей или нет. Если же белые изберут правильный путь: Ф : f6+ Ф : f6 2. Л : b6+ Кре5 З.Л : f6 Кр : f6 b6, они выиграют, так как пешку задержать нельзя.
Знание правила квадрата подсказывает нам, когда следует торопиться с продвижением пешки, а когда целесообразнее сделать другой ход.
217. Ход белых
После размена 1.Ф : е6 de не следует поддаваться первому побуждению и играть а2—а4. Черному королю не вступить в квадрат пешки даже при своем ходе, поэтому белые могут использовать свой ближайший ход на выключение из игры черного слона: 2. Kpg2!, а затем уже двигать пешку.
Бесполезно теперь 2. . . е5 и т. д. вплоть до e1, так как новый ферзь на а8 дает мат. На 2. . . b5 З.а4 h4 4. а5 h3+ белые играют, конечно, 5. Kph1! Если же 2. . . е5 З.а4 е4 4. а5 Cg1 Кр : g1 еЗ, то белые ходом 6.Kpf1! парализуют обе черные пешки.
При наличии на доске своих пешек, которым возможно оказать поддержку, борьба за квадрат иногда принимает интересные формы, как, например, в следующем этюде:
218. Ход белых. Ничья
Белый король находится далеко за пределами квадрата пешки b5, и догнать ее представляется немыслимым. Собственная же пешка с6 как будто никакой роли не играет, так как черный король стоит слишком близко. Тем не менее, как бы странно это ни выглядело, наличие пешки с6 действительно обеспечивает белым ничью. В самом деле: 1.Kpg7 h4 2.Kpf6 h3 З.Кре7! h2 4.с7 Крb7 5. Kpd7, и стороны получают ферзей одновременно.
Или: 1.Kpg7 Крb6 (чтобы сразу покончить с опасной пешкой) 2. Kpf6 (угрожая Kpg5) h4 З.Кре5 (угрожая Кpf4) h3 4.Kpd6! h2 5.c7, снова добиваясь ничьей, как раньше.
Остроумная защита белых основана на том, что их король движется по полям g7, f6 и т. д. с двоякой целью: догнать пешку b5 либо же оказать поддержку пешке с6. Противодействовать обоим планам сразу черные бессильны.