ПОНЯТИЕ О ПЛАНЕ В ИГРЕ

На ограниченном пространстве шахматной доски действуют фигуры двух неприятельских «армий». Они передвигаются в различных направ­лениях, нападают, берут, защища­ются — короче, находятся в постоян­ном столкновении друг с другом. Разнообразие возможностей приво­дит начинающего в замешательство.

Можно ли разобраться во всем этом?.. Вполне! Ведь все изменения на шахматной доске происходят в ре­зультате ходов каждого из игра­ющих. Эти ходы не случайны. Они объединены общей целью — выиг­рать, дать мат неприятельскому ко­ролю. не проиграть самому. Каждый ход стремится что-то сделать, что прямо или косвенно способствовало бы достижению конечной цели.

Из таких целеустремленных ходов часто слагаются целые маневры, пла­ны игры. Планы должны намечаться заранее и составляют то, что назы­вается шахматной стратегией; выпол­нение этих планов—задача тактики. Стратегия выясняет, что нам нужно сделать, какие задачи нужно разре­шить. чтобы достигнуть намеченной цели; тактика —как мы это сделаем. Каждую задачу тактика разрешает в своей обстановке (в сложившейся на доске позиции), выбирая лучшие ходы и устанавливая их последователь­ность. Таким образом, кроме общего стратегического плана (общая задача), создаются частные, такти­ческие планы (частная задача).

Примером проведения известного плана была уже позиция 51 — матование короля ладьей и королем. План заключался в оттеснении ко­роля на крайнюю линию. Тактиче­ский прием, при помощи которого осуществлялось постепенное оттес­нение, — это шах ладьей в момент достижения оппозиции королей.

Рассмотрим более сложный при­мер:

im 81

Силы сторон равны. Позиция чер­ного короля неприступна. На чем может основываться желание белых выиграть?

Мы замечаем, что у черных изоли­рована пешка d6; она не защищена другой пешкой и поэтому слаба. Нельзя ли попытаться построить план дальнейшей игры на выигрыше этой пешки? Мы уже знаем, что лишить участь партии. Кроме того, вторжение наших фигур на 6-ю и 7-ю горизонтали позволит начать операции против отсталой пешки Ь7, тоже очень слабой. После этого дой­дет очередь до пешки а5, и для наших пешек расчистится путь в ферзи, что решит исход партии. Итак, общее направление нашей игры установ­лено — стратегический план ясен. Как его осуществить?

Первая тактическая за­дача, которую нам предстоит для этого разрешить, заключается в заво­евании пешки d6. Очевидно, против пешки d6 необходимо сконцентри­ровать достаточные силы. На нее нужно напасть большим количеством фигур, нежели черные сумеют под­вести для защиты.

Мы можем произвести ряд напа­дений: 1.Сb2—аЗ, 2.Лe1—d1, 3.Лa2 —d2, 4.Kf1—еЗ, 5.КеЗ—с4, то-есть в течение пяти ходов напасть на пешку d6 четырьмя фигурами.

Как могут черные защищаться?

Они могут придти к следующе­му построению: 1. . . Лd8—d7 (очи­щая место для второй ладьи), 2. . . Ла8—d8, 3. . . Kg8—е7, 4. . . Ке7- с8, 5. . . Cg7—f8, то-есть за те же пять ходов защитить пешку d6 также четырьмя фигурами, и тогда атака и защита уравновесят друг друга.

Намеченный нами план завоевания пешки как будто не проходит. Одна­ко если вникнуть в позицию, мы заметим, что положение у черных стесненное и для них имеет большое значение порядок ходов. Напри­мер, если они сыграют 1. . . Kg8—е7 и 2. . . Ке7—с8, ладья а8 окажется отрезанной и вообще не попадет на d8, а если 1. . . Cg7—f8 и 2. . . Kg8—е7, тогда на один момент конь преградит диагональ слона и нару­шит защиту пункта d6.

Эти затруднения черных сулят нам успех, но выработка нашего плана явно начинает усложняться. Мы взвешиваем, нельзя ли избрать такой порядок ходов, при котором черные были бы вынуждены к невы­ходов. Другими словами: наметив план выигрыша пешки d6, мы обду­мываем, как провести его в жизнь, какой тактический путь сле­дует избрать для его осуществле­ния.

Начать с хода 1.Сb2—аЗ нехо­рошо, так как черные сыграют 1. . . d6—d5 и, разменяв свою слабую пеш­ку на пешку е4, уйдут от беды. Оче­видно, пешку d6 — объект нашей атаки — нужно предварительно сде­лать неподвижной.

  1. Kf1—еЗ, правда, пригвождает пешку d6 к месту, так как поле d5 становится атакованным дважды, но черные ответят 1. . . Kg8—е7 и затем проведут без помехи необходимое для них построение: 2. . . Лd8—d7, 3. . . Лa8—d8 и т. д.

Ясно, что нужно нападать на пеш­ку сразу, препятствуя в то же время ее продвижению:

  1. Ле1 —d1 Ла8 —d7
  2. Сb2 —аЗ Ла8 — d8
  3. Ла2 —d2 Cg7 — f8
  4. Kf1 — еЗ

Грозит КеЗ—с4, но черные не могут ответить 4. . . Kg8—е7, так как преградят линию действия сло­на и пешка d6 немедленно погибнет (5.Лd2 : d6). Задуманный план ока­зывается вполне осуществимым.

Разрешив первую задачу, белые займутся второй тактической зада­чей, то-есть пешками b7 и а5, пре­следуя свой общий план атаки фер­зевого фланга.

Очень возможно, что после хода 1.Ле1—d1 черные не станут особенно упорствовать в бесполезной защите пешки d6, а попытаются изыскать какие-нибудь контршансы, вроде

  1. . . Ла8—с8, чтобы с поля сЗ на­пасть при случае на пешку bЗ (защи­та посредством контрнападения). По­сле 2.Сb2—аЗ ход Лc8—сЗ, правда, ничего не дает, так как пешка bЗ не прикована к месту, подобно пешке d6, и последует З. bЗ—b41 Если же 2. Сb2— аЗ Се 7—f8 3.Kf1—еЗ Лc8—сЗ, то, вероятно, лучше всего 4. Ла2—b2 с угрозой. 5. КеЗ—с4, в то время как 4. b3-b4 предоставило бы черным такую возможность, как 4… d6-d5.

Во всяком случае, после 1. . . .Ла8—с8 или какого-нибудь другого хода, которым черные попытаются усложнить игру, белые должны уже играть значительно внимательнее, чтобы не сделать ошибки. В этом стремлении «запутать» противника может заключаться идея обороны черных, так как при пассивных за­щитительных ходах проигрыш для них неминуем.

Рассмотрим другой пример:

82.

im 82

im 82-1

После 1. Лh6—h7+ Kpd7—d8 2. Kpd5—е6 черные не могут воспре­пятствовать белым провести свой план: Лh7—d7 и Лd7 : d6, благодаря которому белые хотя и отдают ладью за слона, но выигрывают все черные пешки. План белых и заключается в размене ладьи на слона и пешки черных. Тактический прием — от­теснение черного короля от защиты пункта d6.

Или вот, например, этюд* старин­ного композитора.

Проследим по решению. на чем основывается план белых и как они приводят его в исполнение (в этюдах и задачах, если нет особой оговорки. всегда начинают белые).

  1. Сс5 —f2+ Kph4 — Ь5
  2. g2 — g4+  Kph5— h6
  3. Kpf5 — f6! Kph8 — h7!

Король вынуждается к постепен­ному отходу на самую невыгодную позицию — в угол. Высвободить сло­на g8 движением пешки f невозможно, так как белый король лишил пешку возможности двигаться, а на 3. . . Cg8—h7? последовало бы 4. Сf2-е3 х.

4. g4-g5       Kph7-h8

5. Cf2-d4!

Слон становится в засаду. Если черные попытаются сейчас сыграть Cg8—h7, последует Kpf6 : f7 и мат в результате открытого шаха. Как видите, план белых заключается не только в оттеснении черного короля, но и в том, чтобы держать взаперти слона g8, стесняющего подвижность черного короля.

5. … Крh8    — h7

6. Cd4 — a1 .

Можно было пойти слоном и на b2 или на другое поле диагонали. Это чисто выжидательный ход: после единственного ответного хода, име­ющегося в распоряжении черных, игра быстро заканчивается.

6. … Kph7       —h8

7. g5-g6   f7:g6

8. Kpf6 : g6x

В приведенных примерах выигрыш белых является результатом продуманной, планомерной и технически правильно проведенной игры.

  • Этюдом называется искусствен­ное построение фигур в виде задачи, кото­рую требуется разрешить. В отличие от шахматной задачи, решение этюда не ограничено определенным количеством ходов (например мат в 2 хода). Кроме того, этюды обычно дают расположение фигур, могущее встретиться в практической пар­тии, между тем как в задаче такие пози­ции встречаются лишь в виде исключения. Цель этюда и задачи — художественное выражение какой-нибудь определенной шахматной идеи.