На ограниченном пространстве шахматной доски действуют фигуры двух неприятельских «армий». Они передвигаются в различных направлениях, нападают, берут, защищаются — короче, находятся в постоянном столкновении друг с другом. Разнообразие возможностей приводит начинающего в замешательство.
Можно ли разобраться во всем этом?.. Вполне! Ведь все изменения на шахматной доске происходят в результате ходов каждого из играющих. Эти ходы не случайны. Они объединены общей целью — выиграть, дать мат неприятельскому королю. не проиграть самому. Каждый ход стремится что-то сделать, что прямо или косвенно способствовало бы достижению конечной цели.
Из таких целеустремленных ходов часто слагаются целые маневры, планы игры. Планы должны намечаться заранее и составляют то, что называется шахматной стратегией; выполнение этих планов—задача тактики. Стратегия выясняет, что нам нужно сделать, какие задачи нужно разрешить. чтобы достигнуть намеченной цели; тактика —как мы это сделаем. Каждую задачу тактика разрешает в своей обстановке (в сложившейся на доске позиции), выбирая лучшие ходы и устанавливая их последовательность. Таким образом, кроме общего стратегического плана (общая задача), создаются частные, тактические планы (частная задача).
Примером проведения известного плана была уже позиция 51 — матование короля ладьей и королем. План заключался в оттеснении короля на крайнюю линию. Тактический прием, при помощи которого осуществлялось постепенное оттеснение, — это шах ладьей в момент достижения оппозиции королей.
Рассмотрим более сложный пример:
Силы сторон равны. Позиция черного короля неприступна. На чем может основываться желание белых выиграть?
Мы замечаем, что у черных изолирована пешка d6; она не защищена другой пешкой и поэтому слаба. Нельзя ли попытаться построить план дальнейшей игры на выигрыше этой пешки? Мы уже знаем, что лишить участь партии. Кроме того, вторжение наших фигур на 6-ю и 7-ю горизонтали позволит начать операции против отсталой пешки Ь7, тоже очень слабой. После этого дойдет очередь до пешки а5, и для наших пешек расчистится путь в ферзи, что решит исход партии. Итак, общее направление нашей игры установлено — стратегический план ясен. Как его осуществить?
Первая тактическая задача, которую нам предстоит для этого разрешить, заключается в завоевании пешки d6. Очевидно, против пешки d6 необходимо сконцентрировать достаточные силы. На нее нужно напасть большим количеством фигур, нежели черные сумеют подвести для защиты.
Мы можем произвести ряд нападений: 1.Сb2—аЗ, 2.Лe1—d1, 3.Лa2 —d2, 4.Kf1—еЗ, 5.КеЗ—с4, то-есть в течение пяти ходов напасть на пешку d6 четырьмя фигурами.
Как могут черные защищаться?
Они могут придти к следующему построению: 1. . . Лd8—d7 (очищая место для второй ладьи), 2. . . Ла8—d8, 3. . . Kg8—е7, 4. . . Ке7- с8, 5. . . Cg7—f8, то-есть за те же пять ходов защитить пешку d6 также четырьмя фигурами, и тогда атака и защита уравновесят друг друга.
Намеченный нами план завоевания пешки как будто не проходит. Однако если вникнуть в позицию, мы заметим, что положение у черных стесненное и для них имеет большое значение порядок ходов. Например, если они сыграют 1. . . Kg8—е7 и 2. . . Ке7—с8, ладья а8 окажется отрезанной и вообще не попадет на d8, а если 1. . . Cg7—f8 и 2. . . Kg8—е7, тогда на один момент конь преградит диагональ слона и нарушит защиту пункта d6.
Эти затруднения черных сулят нам успех, но выработка нашего плана явно начинает усложняться. Мы взвешиваем, нельзя ли избрать такой порядок ходов, при котором черные были бы вынуждены к невыходов. Другими словами: наметив план выигрыша пешки d6, мы обдумываем, как провести его в жизнь, какой тактический путь следует избрать для его осуществления.
Начать с хода 1.Сb2—аЗ нехорошо, так как черные сыграют 1. . . d6—d5 и, разменяв свою слабую пешку на пешку е4, уйдут от беды. Очевидно, пешку d6 — объект нашей атаки — нужно предварительно сделать неподвижной.
- Kf1—еЗ, правда, пригвождает пешку d6 к месту, так как поле d5 становится атакованным дважды, но черные ответят 1. . . Kg8—е7 и затем проведут без помехи необходимое для них построение: 2. . . Лd8—d7, 3. . . Лa8—d8 и т. д.
Ясно, что нужно нападать на пешку сразу, препятствуя в то же время ее продвижению:
- Ле1 —d1 Ла8 —d7
- Сb2 —аЗ Ла8 — d8
- Ла2 —d2 Cg7 — f8
- Kf1 — еЗ
Грозит КеЗ—с4, но черные не могут ответить 4. . . Kg8—е7, так как преградят линию действия слона и пешка d6 немедленно погибнет (5.Лd2 : d6). Задуманный план оказывается вполне осуществимым.
Разрешив первую задачу, белые займутся второй тактической задачей, то-есть пешками b7 и а5, преследуя свой общий план атаки ферзевого фланга.
Очень возможно, что после хода 1.Ле1—d1 черные не станут особенно упорствовать в бесполезной защите пешки d6, а попытаются изыскать какие-нибудь контршансы, вроде
- . . Ла8—с8, чтобы с поля сЗ напасть при случае на пешку bЗ (защита посредством контрнападения). После 2.Сb2—аЗ ход Лc8—сЗ, правда, ничего не дает, так как пешка bЗ не прикована к месту, подобно пешке d6, и последует З. bЗ—b41 Если же 2. Сb2— аЗ Се 7—f8 3.Kf1—еЗ Лc8—сЗ, то, вероятно, лучше всего 4. Ла2—b2 с угрозой. 5. КеЗ—с4, в то время как 4. b3-b4 предоставило бы черным такую возможность, как 4… d6-d5.
Во всяком случае, после 1. . . .Ла8—с8 или какого-нибудь другого хода, которым черные попытаются усложнить игру, белые должны уже играть значительно внимательнее, чтобы не сделать ошибки. В этом стремлении «запутать» противника может заключаться идея обороны черных, так как при пассивных защитительных ходах проигрыш для них неминуем.
Рассмотрим другой пример:
82.
После 1. Лh6—h7+ Kpd7—d8 2. Kpd5—е6 черные не могут воспрепятствовать белым провести свой план: Лh7—d7 и Лd7 : d6, благодаря которому белые хотя и отдают ладью за слона, но выигрывают все черные пешки. План белых и заключается в размене ладьи на слона и пешки черных. Тактический прием — оттеснение черного короля от защиты пункта d6.
Или вот, например, этюд* старинного композитора.
Проследим по решению. на чем основывается план белых и как они приводят его в исполнение (в этюдах и задачах, если нет особой оговорки. всегда начинают белые).
- Сс5 —f2+ Kph4 — Ь5
- g2 — g4+ Kph5— h6
- Kpf5 — f6! Kph8 — h7!
Король вынуждается к постепенному отходу на самую невыгодную позицию — в угол. Высвободить слона g8 движением пешки f невозможно, так как белый король лишил пешку возможности двигаться, а на 3. . . Cg8—h7? последовало бы 4. Сf2-е3 х.
4. g4-g5 Kph7-h8
5. Cf2-d4!
Слон становится в засаду. Если черные попытаются сейчас сыграть Cg8—h7, последует Kpf6 : f7 и мат в результате открытого шаха. Как видите, план белых заключается не только в оттеснении черного короля, но и в том, чтобы держать взаперти слона g8, стесняющего подвижность черного короля.
5. … Крh8 — h7
6. Cd4 — a1 .
Можно было пойти слоном и на b2 или на другое поле диагонали. Это чисто выжидательный ход: после единственного ответного хода, имеющегося в распоряжении черных, игра быстро заканчивается.
6. … Kph7 —h8
7. g5-g6 f7:g6
8. Kpf6 : g6x
В приведенных примерах выигрыш белых является результатом продуманной, планомерной и технически правильно проведенной игры.
- Этюдом называется искусственное построение фигур в виде задачи, которую требуется разрешить. В отличие от шахматной задачи, решение этюда не ограничено определенным количеством ходов (например мат в 2 хода). Кроме того, этюды обычно дают расположение фигур, могущее встретиться в практической партии, между тем как в задаче такие позиции встречаются лишь в виде исключения. Цель этюда и задачи — художественное выражение какой-нибудь определенной шахматной идеи.