СРАВНИТЕЛЬНАЯ СИЛА ФИГУР

В позиции 82 белые выигрывают посредством размена фигур. Неко­торые трудности для начинающего могут заключаться в том, что белые отдают более сильную фигуру (ладью) за более слабую (слона), хотя и вы­игрывают при этом несколько пешек. Как определять, выгоден или невы­годен размен?

Разумеется, мы ничего не теряем в материале и силы остаются равны­ми при размене одноименных фигур (слон за слона, пешка за пешку и т. д.). Если же в размене участвуют разноименные фигуры, необходимо знать их сравнительную силу.

Сила фигуры определяется ее по­движностью на свободной доске, дру­гими словами — степенью ее воздей­ствия на поля (или линии) шахмат­ной доски. Так как подвижность определяется ходом, остающимся всегда одним и тем же, то абсо­лютная сила фигуры изменяется сравнительно мало (вспомним лишь о большей подвижности фигур в цент­ре, нежели на краю доски).

Однако во время игры доска не бывает свободной. На подвижность фигуры влияет расположение на доске других фигур. Также и по­зиция фигуры может быть выгод­ной или невыгодной для достижения тех целей, которые мы себе ставим. Поэтому для нас важна только относительная сила фигур — их сила по отношению друг к другу в каждой отдельной позиции. Здесь ко­лебания бывают уже значительными.

На основании опыта, полученного из громадного числа сыгранных пар­тий, установлена более или менее точно средняя относитель­ная сила фигур. Эти соотношения полезно запомнить. Постепенное на­копление опыта позволит играющему разбираться в этом вопросе с большей самостоятельностью.

За единицу силы принимают пешку. Слон считается равным коню, а каждая из легких фигур — 31/2 пешкам (то-есть несколько сильнее трех пешек, но слабее четырех). Ладья и две пешки равны двум легким фигурам, а легкая фигура и 11/2 пешки — ладье. Отсюда сле­дует (чисто арифметически), что ладья равна пяти пешкам. Ферзя прирав­нивают по силе двум ладьям или трем легким фигурам, иногда также — ладье плюс слон и пешка. Король по силе приблизительно равен легкой фигуре (условно — трем единицам).

Если не вникать пока в особенности расположения фигур, а подойти к вопросу арифметически, то» размен фигур (то-есть упрощение игры) всегда на руку сильней­шей стороне. Предположим, в каком-ни­будь положении силы белых исчисляются в 20 единиц, а черных — в 10. Белые силь­нее в два раза (20 : 10). После же размена, скажем, пятью единицами соотношение сил будет 15 : 5, то-есть белые станут силь­нее уже не в два, а в три раза.

Вернемся теперь к нашему примеру 82. Легко вычислить, что до размена соотно­шение сил было 10 : 9,5=1,1. Размен был выгоден для белых: за 5 единиц они получили 6,5. После же размена соотно­шение сил стало 5: 3=1,7 (вместо 1,1), так как, помимо выигрыша белых в мате­риале при размене, большую роль сыграл сам факт упрощения. Подобные расчеты, кто во сколько раз сильнее, не приходится •Делать на практике; мы приводим их лишь для большей наглядности объяснения.

84.

Пользуясь указанными соотно­шениями силы фигур, мы можем установить, что в позиции 84 белым невыгодно отдавать две легкие фигуры за ладью и пешку (1.Kg5 : f7  Лf8: f7 2.Gc4 : f7+ Kpg8 : f7). Для полного материального равенства бе­лые должны были бы выиграть еще одну пешку. Выгодно ли и это для дальнейшего течения игры, опять- таки должно решаться в каждом от­дельном случае.

Нужно еще раз подчеркнуть, что приведенные соотношения силы фи­гур очень приблизительны. Все зави­сит от позиции. Если эти соотноше­ния еще бывают более или менее вер­ны в начале и в середине партии то в конце игры, когда в результате разменов на доске почти не остается фигур, они могут оказаться даже оши­бочными.

Подвижность фигур в конце партии, правда, увеличивается, но ценность пешек (основной единицы измерения!) часто растет несравнен­но быстрее по мере их продвижения вперед и увеличения для них шансов превращения в ферзя. Легкая фигу­ра, например, далеко не всегда может предотвратить проигрыш против трех связанных пешек, а ладья — против четырех, не говоря уже об исключе­ниях, когда выигрывают 1—2 пешки.

Рассмотрите примеры, когда те или иные особенности в расположе­нии фигур нарушают обычные соот­ношения имеющегося еще на Доске материала и игра подчас принимает неожиданный оборот.