В позиции 82 белые выигрывают посредством размена фигур. Некоторые трудности для начинающего могут заключаться в том, что белые отдают более сильную фигуру (ладью) за более слабую (слона), хотя и выигрывают при этом несколько пешек. Как определять, выгоден или невыгоден размен?
Разумеется, мы ничего не теряем в материале и силы остаются равными при размене одноименных фигур (слон за слона, пешка за пешку и т. д.). Если же в размене участвуют разноименные фигуры, необходимо знать их сравнительную силу.
Сила фигуры определяется ее подвижностью на свободной доске, другими словами — степенью ее воздействия на поля (или линии) шахматной доски. Так как подвижность определяется ходом, остающимся всегда одним и тем же, то абсолютная сила фигуры изменяется сравнительно мало (вспомним лишь о большей подвижности фигур в центре, нежели на краю доски).
Однако во время игры доска не бывает свободной. На подвижность фигуры влияет расположение на доске других фигур. Также и позиция фигуры может быть выгодной или невыгодной для достижения тех целей, которые мы себе ставим. Поэтому для нас важна только относительная сила фигур — их сила по отношению друг к другу в каждой отдельной позиции. Здесь колебания бывают уже значительными.
На основании опыта, полученного из громадного числа сыгранных партий, установлена более или менее точно средняя относительная сила фигур. Эти соотношения полезно запомнить. Постепенное накопление опыта позволит играющему разбираться в этом вопросе с большей самостоятельностью.
За единицу силы принимают пешку. Слон считается равным коню, а каждая из легких фигур — 31/2 пешкам (то-есть несколько сильнее трех пешек, но слабее четырех). Ладья и две пешки равны двум легким фигурам, а легкая фигура и 11/2 пешки — ладье. Отсюда следует (чисто арифметически), что ладья равна пяти пешкам. Ферзя приравнивают по силе двум ладьям или трем легким фигурам, иногда также — ладье плюс слон и пешка. Король по силе приблизительно равен легкой фигуре (условно — трем единицам).
Если не вникать пока в особенности расположения фигур, а подойти к вопросу арифметически, то» размен фигур (то-есть упрощение игры) всегда на руку сильнейшей стороне. Предположим, в каком-нибудь положении силы белых исчисляются в 20 единиц, а черных — в 10. Белые сильнее в два раза (20 : 10). После же размена, скажем, пятью единицами соотношение сил будет 15 : 5, то-есть белые станут сильнее уже не в два, а в три раза.
Вернемся теперь к нашему примеру 82. Легко вычислить, что до размена соотношение сил было 10 : 9,5=1,1. Размен был выгоден для белых: за 5 единиц они получили 6,5. После же размена соотношение сил стало 5: 3=1,7 (вместо 1,1), так как, помимо выигрыша белых в материале при размене, большую роль сыграл сам факт упрощения. Подобные расчеты, кто во сколько раз сильнее, не приходится •Делать на практике; мы приводим их лишь для большей наглядности объяснения.
84.
Пользуясь указанными соотношениями силы фигур, мы можем установить, что в позиции 84 белым невыгодно отдавать две легкие фигуры за ладью и пешку (1.Kg5 : f7 Лf8: f7 2.Gc4 : f7+ Kpg8 : f7). Для полного материального равенства белые должны были бы выиграть еще одну пешку. Выгодно ли и это для дальнейшего течения игры, опять- таки должно решаться в каждом отдельном случае.
Нужно еще раз подчеркнуть, что приведенные соотношения силы фигур очень приблизительны. Все зависит от позиции. Если эти соотношения еще бывают более или менее верны в начале и в середине партии то в конце игры, когда в результате разменов на доске почти не остается фигур, они могут оказаться даже ошибочными.
Подвижность фигур в конце партии, правда, увеличивается, но ценность пешек (основной единицы измерения!) часто растет несравненно быстрее по мере их продвижения вперед и увеличения для них шансов превращения в ферзя. Легкая фигура, например, далеко не всегда может предотвратить проигрыш против трех связанных пешек, а ладья — против четырех, не говоря уже об исключениях, когда выигрывают 1—2 пешки.
Рассмотрите примеры, когда те или иные особенности в расположении фигур нарушают обычные соотношения имеющегося еще на Доске материала и игра подчас принимает неожиданный оборот.