В помощь организаторам
Как должен вести свою работу школьный кружок любителей шахмат? Этот вопрос интересует многих юных шахматистов.
С чего начать
В каждой школе есть много ребят, которые интересуются шахматами и хотели бы научиться хорошо играть. Организуя шахматную секцию, в нее надо привлечь не только тех ребят, которые уже участвовали в соревнованиях и имеют категорию, но и всех новичков.
У преподавателя физкультуры следует узнать, по каким дням и в каком помещении может заниматься шахматная секция. Затем в школе надо повесить примерно такое объявление:
РЕБЯТА!
У нас организуется шахматная секция. Мы будем проводить турниры на первенство классов и школы. Участники турниров получат шахматную квалификацию.
БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ОБУЧЕНИЕ НОВИЧКОВ
Секция занимается по средам в помещении 6-го класса. Запись в секцию проводится по классам.
Как проводить соревнования
Любой турнир в школе может быть квалификационным, то-есть таким, на основании результатов которого ребята могут получить шахматную категорию. Для этого надо, чтобы турнир прошел организованно и чтобы каждый участник сыграл в нем не менее десяти партий. Таким образом, квалификационные турниры можно проводить при одиннадцати участниках (или при шести — при условии, что каждый из участников сыграет с каждым из своих партнеров по две партии). Подробнее об этом см. на стр. 285 («Правила шахматной квалификации»).
Турниры в школе надо проводить по определенному плану — так, чтобы рни выявили сильнейших шахматистов и помогли создать сборную команду школы.
Начинать надо с чемпионатов по каждому классу. Если в каком- нибудь классе окажется очень много желающих играть в турнире, надо разделить их на группы, а затем провести дополнительный турнир для победителей в этих группах.
Из победителей турниров по классам составляется финальный турнир на первенство школы.
К участию в турнирах не следует допускать учеников, имеющих плохие отметки.
Порядок игры в турнирах
Чтобы узнать, кто с кем должен играть и каким цветом, существуют специальные таблицы очереди игры; они приведены на стр. 289.
Игра в турнирах должна происходить строго по правилам. Ни в коем случае нельзя брать ходы обратно; партии желательно записывать. Не играйте больше одной турнирной партии в день.
Cледит за выбранными ребятами староста. Он отмечает результаты в таблице. Староста следит за тем, чтобы никто не допускал насмешек и шуток над побежденными. Это обижает многих новичков. А ребята должны помнить, что не сумевший победить сегодня может добиться победы в следующий раз.
Кто получает категорию
Когда турнир закончится, таблицу результатов надо заверить в школе и сдать в районный или городской Комитет по делам физкультуры и спорта. В турнире новичков все ребята, набравшие 50% от возможного количества очков, имеют право на получение пятой категории.
Обучение начинающих у демонстрационной доски.
Если все участники турнира имеют пятую категорию, то четвертую категорию получает тот из них, который наберет 2/3 возможного количества очков.
Занятия с новичками должны вести лучшие шахматисты школы. Начинающим надо прежде всего разъяснить цель игры и рассказать о ходах фигур.
Вести обучение надо постепенно, примерно по такому плану:
1) ходы фигур; 2) что такое шах. мат, пат; 3) как дать мат одинокому королю королем и ферзем, королем и ладьей; 4) как проводить пешку в ферзи; 5) как разыгрывать дебют, и т. д.
При ведении занятий можно использовать материалы, помещенные в этой книге, — примерно в той же последовательности. Излагая какое- нибудь правило, надо обязательно пояснять его живыми, наглядными примерами и тут же предлагать слушателям другие, достаточно простые примеры для самостоятельного решения.
В это соревнование надо включать тех ребят, которые хорошо усвоили правила игры, приобрели кое-какие знания и некоторый практический опыт в игре между собой.
Шахматный вечер в школе
Когда закончатся квалификационные турниры, итоги их надо объявить на школьном шахматном вечере. Такие вечера следует обязательно устраивать и во время каникул. Если составить интересную программу, на вечер придут много ребят, и шахматы в вашей школе станут еще более популярными.
Как организовать шахматный вечер
Прежде всего надо установить день, когда будет проводиться праздник шахматистов. Преподаватель физкультуры и комитет комсомола школы помогут вам найти подходящее помещение для шахматного вечера и утвердят его программу. На видном месте в школе надо поместить объявление об этом вечере. Не забудьте обеспечить сеанс одновременной игры достаточным количеством комплектов шахмат.
Что включать в программу
Прежде всего на вечере надо выдать квалификационные билеты всем ребятам, которые получили категорию. Затем председатель шахматной секции должен коротко рассказать, какие турниры и матчи будут проводиться в школе и как ребята могут принять в них участие.
Сеанс одновременной игры
Очень интересно провести сеанс одновременной игры. Для этого надо заранее договориться с Комитетом по делам физкультуры и спорта о том, чтобы к вам в школу пришел кто-либо из лучших шахматистов города. Запись желающих принять участие в сеансе надо провести заблаговременно. Дежурный член бюро секции должен учитывать результаты шла организованно. Хорошо, если ребята будут записывать сделанные ходы; это позволит им потом сообща проанализировать сыгранные в сеансе партии.
Если сеанс одновременной игры будет проводить кто-либо из ребят, имеющих третью или вторую категорию, количество играющих в сеансе должно быть не более десяти.
Конкурс решений задач
Ребята очень любят решать задачи, поэтому многие захотят принять участие в конкурсе. Конкурс проводится так. Кто-либо из ребят заранее подбирает несколько интересных задач и проверяет их решения. Все участники конкурса размещаются за шахматными досками или, если в школе есть демонстрационная доска, около демонстрационной доски.
Руководитель диктует расположение фигур и пешек первой задачи. Эта задача должна быть самой легкой из всех. Решения задачи должны представляться руководителю конкурса в письменном виде. Примерно через 10—15 минут руководитель предлагает для решения другую задачу. Победителем конкурса считается тот, кто точно и быстрее всех решит предложенные задачи, а их в конкурсе должно быть три-четыре.
Молниеносный турнир
Лучшие шахматисты школы могут разыграть молниеносный турнир. В это соревнование надо включать не более 11—12 человек, иначе игра затянется.
Молниеносный турнир проводится следующим порядком: сначала участники тянут жребий, чтобы определить очередность встреч (см. стр. 28Э); затем судья турнира составляет таблицу для учета результатов и, пользуясь готовыми таблицами очереди игры, объявляет перед каждым туром, кто с кем играет.
Контроль времени на обдумывание ходов осуществляется в молниеносном турнире следующим образом. Судья берет обычные часы и через «белые», «черные». По сигналу «белые» должны сделать ход все участники, играющие белыми. При сигнале «черные» наступает очередь играющих черными.
Если позволяет время, можно установить и другой темп игры — десять секунд на ход.
Вообще же особенно увлекаться молниеносной игрой не следует.
Желательно, чтобы сеанс одновременной игры, конкурс решений задач и молниеносный турнир проводились в разных комнатах.
Шахматы в стенгазете
В школьной стенгазете бюро шахматной секции должно постоянно вести шахматный отдел. В этом отделе надо рассказывать о новостях школьной шахматной жизни, приводить результаты интересных турниров.
В этой книге вы найдете много таких позиций, которые можно поместить в стенгазете, предложив ребятам найти правильные решения. Обязательно помещайте лучшие из задач, составленных самими ребятами. Не забывайте только в дальнейшем помещать решения, чтобы все шахматисты школы могли узнать, правильно ли они разобрались в предложенных позициях и задачах.
В шахматном отделе стенгазеты интересно также помещать позиции из партий школьных турниров и командных встреч, которые будет проводить ваш коллектив. Краткие примечания к этим позициям должны составлять сами играющие, а проверку вариантов надо поручать кому- либо из лучших шахматистов школы