РАБОТА ШКОЛЬНОГО ШАХМАТНОГО КРУЖКА

В помощь организаторам

Как должен вести свою работу школьный кружок любителей шах­мат? Этот вопрос интересует многих юных шахматистов.

С чего начать

В каждой школе есть много ребят, которые интересуются шахматами и хотели бы научиться хорошо играть. Организуя шахматную секцию, в нее надо привлечь не только тех ребят, которые уже участвовали в соревно­ваниях и имеют категорию, но и всех новичков.

У преподавателя физкультуры сле­дует узнать, по каким дням и в каком помещении может заниматься шах­матная секция. Затем в школе надо повесить примерно такое объявление:

РЕБЯТА!

У нас организуется шахматная сек­ция. Мы будем проводить турниры на первенство классов и школы. Участники турниров получат шахматную квалификацию.

БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ОБУЧЕНИЕ НОВИЧКОВ

Секция занимается по средам в по­мещении 6-го класса. Запись в секцию проводится по классам.

Как проводить соревнования

Любой турнир в школе может быть квалификационным, то-есть таким, на основании результатов которого ребята могут получить шахматную категорию. Для этого надо, чтобы турнир прошел организованно и чтобы каждый участник сыграл в нем не менее десяти партий. Таким обра­зом, квалификационные турниры можно проводить при одиннадцати участниках (или при шести — при условии, что каждый из участников сыграет с каждым из своих партне­ров по две партии). Подробнее об этом см. на стр. 285 («Правила шах­матной квалификации»).

Турниры в школе надо проводить по определенному плану — так, что­бы рни выявили сильнейших шахма­тистов и помогли создать сборную команду школы.

Начинать надо с чемпионатов по каждому классу. Если в каком- нибудь классе окажется очень много желающих играть в турнире, надо разделить их на группы, а затем про­вести дополнительный турнир для победителей в этих группах.

Из победителей турниров по клас­сам составляется финальный турнир на первенство школы.

К участию в турнирах не следует допускать учеников, имеющих пло­хие отметки.

Порядок игры в турнирах

Чтобы узнать, кто с кем должен играть и каким цветом, существуют специальные таблицы очереди игры; они приведены на стр. 289.

Игра в турнирах должна происхо­дить строго по правилам. Ни в коем случае нельзя брать ходы обратно; партии желательно записывать. Не играйте больше одной турнирной партии в день.

Cледит за выбранными ребятами староста. Он отмечает результаты в таб­лице. Староста следит за тем, чтобы никто не допускал насмешек и шуток над побежденными. Это обижает мно­гих новичков. А ребята должны пом­нить, что не сумевший победить се­годня может добиться победы в сле­дующий раз.

Кто получает категорию

Когда турнир закончится, таблицу результатов надо заверить в школе и сдать в районный или городской Комитет по делам физкультуры и спорта. В турнире новичков все ребята, набравшие 50% от возмож­ного количества очков, имеют право на получение пятой категории.

obuchenie

Обучение начинающих у демонстрационной доски.

Если все участники турнира имеют пятую категорию, то четвертую кате­горию получает тот из них, который наберет 2/3 возможного количества очков.

Занятия с новичками должны ве­сти лучшие шахматисты школы. На­чинающим надо прежде всего разъяснить цель игры и рассказать о ходах фигур.

Вести обучение надо постепенно, примерно по такому плану:

1) ходы фигур; 2) что такое шах. мат, пат; 3) как дать мат одинокому королю королем и ферзем, королем и ладьей; 4) как проводить пешку в ферзи; 5) как разыгрывать дебют, и т. д.

При ведении занятий можно ис­пользовать материалы, помещенные в этой книге, — примерно в той же последовательности. Излагая какое- нибудь правило, надо обязательно пояснять его живыми, наглядными примерами и тут же предлагать слушателям другие, достаточно простые примеры для самостоятельного ре­шения.

В это соревнование надо включать тех ребят, которые хорошо усвоили правила игры, приобрели кое-какие знания и некоторый прак­тический опыт в игре между собой.

Шахматный вечер в школе

Когда закончатся квалификацион­ные турниры, итоги их надо объя­вить на школьном шахматном вечере. Такие вечера следует обязательно устраивать и во время каникул. Если составить интересную програм­му, на вечер придут много ребят, и шахматы в вашей школе станут еще более популярными.

Как организовать шахматный вечер

Прежде всего надо установить день, когда будет проводиться празд­ник шахматистов. Преподаватель физкультуры и комитет комсомола школы помогут вам найти подходя­щее помещение для шахматного ве­чера и утвердят его программу. На видном месте в школе надо поместить объявление об этом вечере. Не за­будьте обеспечить сеанс одновре­менной игры достаточным количе­ством комплектов шахмат.

Что включать в программу

Прежде всего на вечере надо вы­дать квалификационные билеты всем ребятам, которые получили катего­рию. Затем председатель шахматной секции должен коротко рассказать, какие турниры и матчи будут прово­диться в школе и как ребята могут принять в них участие.

Сеанс одновременной игры

Очень интересно провести сеанс одновременной игры. Для этого надо заранее договориться с Комитетом по делам физкультуры и спорта о том, чтобы к вам в школу пришел кто-либо из лучших шахматистов го­рода. Запись желающих принять участие в сеансе надо провести забла­говременно. Дежурный член бюро секции должен учитывать результаты шла организованно. Хорошо, если ребята будут записывать сделанные ходы; это позволит им потом сообща проанализировать сыгранные в сеан­се партии.

Если сеанс одновременной игры будет проводить кто-либо из ребят, имеющих третью или вторую кате­горию, количество играющих в сеансе должно быть не более десяти.

Конкурс решений задач

Ребята очень любят решать задачи, поэтому многие захотят принять уча­стие в конкурсе. Конкурс проводится так. Кто-либо из ребят заранее под­бирает несколько интересных задач и проверяет их решения. Все участ­ники конкурса размещаются за шах­матными досками или, если в школе есть демонстрационная доска, около демонстрационной доски.

Руководитель диктует расположе­ние фигур и пешек первой задачи. Эта задача должна быть самой легкой из всех. Решения задачи должны представляться руководителю конкурса в письменном виде. Примерно через 10—15 минут руководитель предлагает для решения другую за­дачу. Победителем конкурса счи­тается тот, кто точно и быстрее всех решит предложенные задачи, а их в конкурсе должно быть три-четыре.

Молниеносный турнир

Лучшие шахматисты школы могут разыграть молниеносный турнир. В это соревнование надо включать не более 11—12 человек, иначе игра затянется.

Молниеносный турнир проводится следующим порядком: сначала уча­стники тянут жребий, чтобы опреде­лить очередность встреч (см. стр. 28Э); затем судья турнира составляет таб­лицу для учета результатов и, поль­зуясь готовыми таблицами очереди игры, объявляет перед каждым туром, кто с кем играет.

Контроль времени на обдумывание ходов осуществляется в молниенос­ном турнире следующим образом. Судья берет обычные часы и через «белые», «черные». По сигналу «белые» должны сделать ход все участники, играющие белыми. При сигнале «черные» наступает очередь играю­щих черными.

Если позволяет время, можно установить и другой темп игры — десять секунд на ход.

Вообще же особенно увлекаться молниеносной игрой не следует.

Желательно, чтобы сеанс одновре­менной игры, конкурс решений задач и молниеносный турнир проводились в разных комнатах.

Шахматы в стенгазете

В школьной стенгазете бюро шах­матной секции должно постоянно вести шахматный отдел. В этом отде­ле надо рассказывать о новостях школьной шахматной жизни, приво­дить результаты интересных турни­ров.

В этой книге вы найдете много таких позиций, которые можно поместить в стенгазете, предложив ребятам найти правильные решения. Обязательно помещайте лучшие из задач, составленных самими ребя­тами. Не забывайте только в дальней­шем помещать решения, чтобы все шахматисты школы могли узнать, правильно ли они разобрались в предложенных позициях и задачах.

В шахматном отделе стенгазеты интересно также помещать позиции из партий школьных турниров и командных встреч, которые будет проводить ваш коллектив. Краткие примечания к этим позициям должны составлять сами играющие, а про­верку вариантов надо поручать кому- либо из лучших шахматистов школы