РАСПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР. СЛАБОСТИ ВРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ

Если плохое расположение пешек создает подчас длительные и непо­правимые слабости в позиции, то не­удачное расположение фигур, более подвижных, чем пешки, в большин­стве случаев вызывает времен­ные слабости, которые также мо­гут слать очень опасными, если не заботиться об их устранении. Фигу­ры должны обладать подвижностью, быть активными и действовать согла­сованно в интересах нападения и за­щиты. Если это правило нарушается, в позиции могут возникнуть сла­бости. Понятно, при этом большую роль играет и расположение пешек.

Чрезвычайно распространенными на практике являются случаи замед­ленного или не вполне целесообраз­ного общего развития фигур у одной из сторон. Разумеется, бывает очень трудно вести борьбу, когда ряд фигур стоит еще на своих первоначальных местах, в то время как противник достиг уже значительной степени развития. В таких случаях у сто­роны, отставшей в развитии, не хватает боеспособных фигур, чтобы про­тивопоставить их действующим силам противника.

312. Чигорин-Шабельский, Игра по переписке, 1884-1885гг.

im 312

У белых пешкой меньше, но они несколько опередили противника в развитии; при этом их фигуры рас­положены гораздо активнее, чем у черных. Все же и белые еще не за­кончили развития и стоят перед не­которыми затруднениями: под уда­ром находится пешка е5; нельзя вы­вести коня b1 из-за С : сЗ.

Позиционное преимущество бе­лых, конечно, вне сомнения. Как вся­кое преимущество в развитии, оно выражается во времени — в не­скольких ходах — и должно быть сразу же использовано. При спокой­ных, медлительных продолжениях временное позиционное преимуще­ство может улетучиться, как дым; черным, быть может, удастся под­тянуть фигуры на защиту, и тогда скажется их лишняя пешка. В подоб­ных случаях следует избирать ходы наиболее энергичные.

Выбор направления удара здесь несложен — позиция рокировки у черных почти лишена защищающих фигур.

  1. Cg5 —f6!

Слона нельзя взять из-за 14. Се4. Белые же грозят 14. Фg5  g6   15.Ф6.

14. . . . Кеб  —е7!          . . .

Чтобы на 14. Фg5 ответить Kg6. Одновременно конь атакует слона d5.

  1. Кb1 —d2!     . . .

Необходимо подтянуть резервы.

14. . . .             d7 — d6!

Нельзя 14. . . К : d5 из-за 15.Фg5, а для 14. . . С: сЗ нет времени; например, 15.Ке4   С: a1   16. C : g7!     Кр :g7        17.Kf6, и белые выигрывают.

  1. e5 : d6 Ke7        :               d5
  2. ФЙ5 : d5 g7       :               f6
  3. Фd5 :  a5   c7     :              d6

Черным удалось отразить грозив­ший немедленной гибелью натиск и даже сохранить лишнюю пешку, но они достигли этого ценою значитель­ного ослабления своего общего пешечного расположения. К не вполне ликвидированной пока временной слабости (отсталость в развитии) при­соединились еще в результате атаки белых постоянные, пешечные слабости. При этом атака белых отнюдь не иссякла; она лишь прини­мает другое течение — сообразно из­менившемуся характеру слабостей и всей позиции в целом.

18. Лa1—e1    Фе8—с6     19.сЗ—с4!

Препятствуя ходу d6—d5.

  1. .. Фе6—с5       20.Фа5—сЗ         Сс8—f5

Черные делают «героические» уси­лия, чтобы ликвидировать отстава­ние в развитии. В случае 21.Ф : f6    Лfe8 нейтрализуется линия е и черные, хотя и в худшей позиции, могут бороться за ничью.

  1. Kd2—bЗ! Фс5—b6    22. КbЗ— d1     Cf5—g6      23.f2—f4         Лf8—e8          24. f4—f5    Лe8 : e1

Если 24. . . Ch5, to 25. Лf4 с угро­зой g2—g4.

  1. Лf1 : e1       Cg6 : f5     Фигуру нельзя спасти. Если 25. Ch5, то 26. h3 и 27. g4.

26. c4-c5!   Фb6 : c5      27. Фс3 : с5    d6 : c5     28. Kd4 : f5

Последовало еще 28. . . h5    29. Ле7  Лd8 (если 29. . . Лb8, то 30. Kh6+)   30. Л:b7, и белые с лишней фи­гурой добились победы.

Отставание в развитии и нецелесо­образное расположение уже выве­денных фигур иллюстрируются так­же следующим примером:

313. Чигорин-Стейниц, 7-я партия первого матча, 1889г.

Характерной особенностью данной позиции является положение пешки d6 — «клина», который белые забили в расположение черных. Сыграв с7— с6 (с намерением продолжать d7— d5), черные ослабили пункт d6, и здесь утвердилась белая пешка, дли­тельно затормозив развитие всего ферзевого фланга черных. Коро­левский фланг черных также ослаб­лен ходом g7—g5. Позиционное пре­имущество белых с избытком ком­пенсирует недостающую пешку.

Одно только обстоятельство при­влекает внимание. Центральные пеш­ки белых слишком далеко продви­нуты, оторвались от своей базы и сами по себе ослаблены, а блокирую­щее поле е6 находится во власти черных.

Возникает вопрос: не удастся ли черным в дальнейшей борьбе унич­тожить эти пешки?

Заметим, что слабости «сами по себе» не имеют значения, если про­тивник не может их использовать.

Не слабо то, что не может быть атаковано. Взгля­ните, например, на диаграмму 93 (стр. 42). Черные пешки там столь же слабы, как и белые. Но их нечем атаковать, и поэтому говорить об их слабости просто не приходится. При белопольном же слоне слабость чер­ных пешек становится очевидной.

В рассматриваемой позиции 313 черные должны еще много ходов по­святить защите, прежде чем смогут реально подумать о нападении на центральные пешки белых. Сейчас они сильны, а не слабы. Все же позиция такова, что обязывает белых победоносно провести атаку, иначе пешки в конце концов все-таки ока­жутся слабыми.

20. Ла1 — d1!

На  20.К   : g5 неприятна связка Фf5. Ход в тексте без потери време­ни (с темпом) усиливает роль пешки d6. Если, например, 20 .  ФDg6, то белые выигрывают фигуру посред­ством 21. Ф : g6 fg      22.е6 и т. д. Как мы видим, у штурмующих пешек, хотя они на первый взгляд и засто­порены, все еще сказывается прису­щее им стремление к дальнейшему продвижению.

  1. … Фd3 —h7

Теперь белые, используя беспо­мощность противника, вводят в игру свою единственную плохо стоящую фигуру.

  1. КаЗ —с2            Kpf8 — g7
  2. Кс2 — d4          Фb7 — g6

Белые угрожали 23.Сс2. Если   22. С : d4, то 23.К : d4 с после­дующим f2—f4 (пешка g5 является ведь естественной мишенью для ата­ки, и белые заинтересованы в том, чтобы вскрыть линию  для ладьи  f1. У черных нет   фигур для борьбы с полностью отмобилизованной не­приятельской армией.

В партии последовало еще:  23.  Фf4 b6    24.Кf5+     Kpf8      25.Ф : g5 Ф : g5     26.К : g5 b4 27.Крh1    Лb8    28.f4      Ке6       29.g4   hg     30.К : g3     Лb6    31. К : f7!   Кр : f7    32. f5 Кре8   33. fe  de  34. Kе4.  Черные сдались. Если  34. . Сd8, то 35. dh+ : d7  36. Kd6+ Kpe7    37.Лf 7 x.

Прекрасный образец мощного взаи­модействия фигур.

Отставание в развитии — это еще не единственная причина, благодаря которой другая сторона может по­лучить большое позиционное пре­имущество. Нередки случаи, когда число выведенных фигур у обоих противников одинаково, и все же одна из сторон занимает гораздо менее активную или стесненную по­зицию.

314.

im 314

Белые фигуры расположены на пяти горизонталях, а черные — на трех. Белые стоят свободнее. Им легче маневрировать своими фи­гурами, так как они владеют боль­шим пространством.

Позиция черных, хотя она и стес­нена, была бы достаточно прочной, если бы не ослабление позиции ро­кировки ходом g7—g6. Слабость по­лей f6 и b6 пока прикрывается сло­ном g7 Поэтому белые могут избрать следующий план игры: Фd1—d2 и за­тем СеЗ—b6. Черным невыгодно брать на b6, так как после Фb2 : b6 и Kf3— g5 будет грозить мат на b7. Лучше для черных, если разменяются белые (Сb6 : g7 Kpg8 : g7), но, во всяком случае, ноля f6 и b6 после размена слона станут уже более ослаблен­ными; при случае возможен будет маневр КсЗ—е4—f6. Черные, если понадобится, могут защитить поля f6 и b6 еще раз ходом Ке7—g8, но они будут обречены на защиту, в то время как белые могут вести активную игру.

Маневр слоном на b6 белые могут сделать составной частью какого- нибудь более широкого плана игры, связанного, например, с предвари­тельным укреплением центра (Фd2, Лad1). Они обладают неизмеримо большей свободой действий, нежели черные. Их фигуры расположены активнее; инициатива находится в их руках.

Рассмотрим теперь позиции дру­гого типа.

315. Эйве-Керес. Матч-турнир на первенство мира, 1948г.

im 315

Черные пожертвовали пешку и получили более активное расположе­ние фигур, которые полностью вве­дены в игру и сконцентрированы для нанесения решительного удара. У белых ослаблено пешечное прикры­тие короля (см. схему 311) и отстал в развитии ферзевый фланг Однако ходом Фе6+ белые угрожают разме­нять ферзей и таким образом лишить противника главной атакующей фи­гуры. В сущности, им не хватает лишь одного хода Kd2—f3 (после чего возможно Kf3—е5), чтобы укрепить свою позицию.

Черным нельзя медлить. Они на­мечают жертву фигуры на f4, исполь­зуя неудачное положение коня d2, на короткий момент заградившего диагональ слона c1. Однако недостаточно было бы здесь продолже­ние 19. . . К : f4 ввиду 20. gf Ф : f4 защитились.

Поэтому черные сыграли:         19. . .  Cd6 : f4!   20.g3 : М   Kg6 : f4    21. Kd2—f3   Kf4—e2+ 22.Kpg1—g2 h7— h6    23.Фе1—d2   Фf6—f5  24.Фd2— e3 h6 : g5   25.Cc1—d2   Cd3—e4, и разгром противника очевиден. Бе­лые сдались.

В этом примере черные использо­вали также ослабление белых полей в позиции рокировки противника.

Такие случаи, когда неплохая в общем позиция бывает испорчена неудачной позицией какой-нибудь отдельной фигуры, чрезвычайно мно­гочисленны в практической игре.

Вот простенький пример:

im 316

Здесь чрезвычайно неуклюжую по­зицию занимает ладья h6 (свою силу она могла бы проявить, находясь, например, на полях е7 или £7). Бе­лые могут использовать этот пози­ционный недостаток комбинацион­ным путем: 1. Кеб—g5+ 16 : g5 2. 14:g5, и ладья на Ьб погибает.

Конечно, необязательно, чтобы пло­хое положение фигуры использова­лось непременно комбинационным пу­тем. Часто бывает достаточно и про­стых маневров.

Примером этого может служить диаграмма 317.

317. Чигорин-Вальбродт, Вена, 1898г.

im 317

После 23. Сb2—a1! Фс8— d7     24.  с4—с5! коню а4 отрезано отступле­ние, и участь его решена. В партии было еще: 24. . . Ф47—с7   25.Лh1 — c1 (препятствуя ходу b7—b5) 26. . . Лd8—d7   26.Фf2—e1   Лb8—d8 27. Фе1—b4 Ка4 : с5 28.d4 : с5,и белые выиграли.

Оригинален следующий случай:

318. Фрейман-И.Рабинович, Ленинград, 1934г.

im 318

Белые удивительным образом до­казывают, что позиция черного ферзя на b6 здесь плоха:   10. КсЗ—а4  Фb6—d8 11.Ка4—b6!!, и черные теряют качество, так как на 11. . . Ф : b6 последует 12.Са5 с выигры­шем ферзя. Здесь ярко проявляется свобода действий белых фигур на ферзевом фланге, на который направ­лены удары обоих слонов.

Мы разобрали несколько примеров плохой и небезопасной позиции от­дельных фигур. В практической пар­тии всегда бывает очень важно на­ходить для расстановки наших фигур прочные, сильные пункты, откуда действовать на неприятельское рас­положение.

Поучительно использование дли­тельных («постоянных») слабостей в следующих позициях :

319. Чигорин-Тинсли, Лондон, 1899г.

im 319

У черных слаб пункт d6, да и во­обще все важные черные поля нахо­дятся во власти белых фигур. Белые типичным образом сконцентрировали свои фигуры против отсталой пешки d7. Она, правда, достаточно защище­на, но блокада ее нарушает у черных связь между обоими флангами. Ла­дью b6, например, нельзя перебро­сить на защиту ферзевого фланга (сравните с диагр. 316). Невозможен для этой цели и ход Фе7—d8 из-за Kg5 : е6. Учитывая еще связанность слона с6, белые приступают к про­рыву и разгрому ферзевого фланга противника:

З1.а2—а4! Кре8—<18 (на 31. . . а6 последует 32.Фb6; если 31. . . bа, то 32.Л : а4 С : а4 ЗЗ.Ф : с7, и пеш­ка а7 обречена, а черные еще ни­сколько не высвободились из тисков)  З2.а4 : b5 Сс6 : g2   ЗЗ.Фс5—аЗ!   Cg2 —d5 3  4.Ла4—а4   Лс7—b7    35.Ла4 : а7   Лb7 : b5  36.Лd6 : d7+ (блокиро­ванная пешка в конце концов все- таки погибла), и белые дают мат в три хода.

Рассмотрим теперь позицию на диаграмме 320.

320. Сорокин-Лисицын. Москва, 1931г.

im 320

Расстановкой белых ладей эта по­зиция несколько напоминает предыдущую, но содержание ее (игра пе­решла уже в эндшпиль) сводится почти исключительно к блокаде пеш­ки е6. Завоевание этой пешки — по­жалуй, единственная и, во всяком случае, наиболее удобная возмож­ность для белых реализовать свой перевес — материальный и позицион­ный. Как могут белые решить эту задачу?

У белых нет больше фигур для требующегося здесь дополнительного нападения на пункт е6. Как правило, в таких случаях решающий удар наносит пешка.

Однако f3—f4—f5 невозможно из- за С : f5, а в случае g3—g4, Kpg3, f3—f4 диагональ слона h3 будет за­граждена; кроме того, на f3—f4 может последовать Сb1—е4.

Белые находят любопытное реше­ние: атака пункта е6 пешкой d по­средством прорыва через неприступ­ный на первый взгляд ферзевый фланг.

45.b2—bЗ! Сb1—с2 (если 45. . . Са2, то 46.f4 С : bЗ   47.f5 или 46. . . Сb1  47.с4 и т. д.) 46.сЗ—с4   b5 : с4   47. bЗ : с4 d5 : с4   d4— d5! (цель достигнута) 48. . . Де7—b7 (лучшую защиту давало 48. . . Cf5) 49. Ch3 : е6+ Kpf7—f8    50.d5—d6   Cc2—a4  51.Лe5—c5  Ca4—d7 52.Лс5—c8+!  Kpf8—g7 (в случае 52. . . С : c8 53.С : c8 черные теряют фигуру) 53. Ce6 : d7 Лb7 : d7   54.ЛеЗ—e7 +  Лf6—f7    55.Ле7 : d7. Черные сдались ввиду 55. . . Л : d7   5б.Лс7.

Следующие два примера иллю­стрируют другие слабости, главным образом в позиции рокировки.

321. Ход белых

im 321

В этой позиции (Загорянский — Левитин, Москва, 1934) белые уже сразу могут взять пешку b7, но чер­ный король отступит через f8 на е7, затем черные ладьи займут верти­кали h и g, и борьба затянется. По­этому

  1. Фh4 — h6! …

Создавая угрозу мата: 2.С : h7+   3. Cg6+   4. Фh7+   5.Ф : f7x.

  1. … Фb6 — е7

Пункт f7 защищен, и белым для достижения мата необходимо ввести в игру еще ладью. Однако располо­жение черных так называемых «ви­сячих» пешек с5 и d5 очень сильно и отнимает у белых ладей возможность вторжения по 4-й горизонтали. Лишь в случае продвижения одной из пе­шек «висячие» пешки будут ослаб­лены.

  1. Ла1 — c1! с5 — с4

Вынуждено. Если уйдет слон с6, то просто З. Л : с5 (ферзь ведь при­кован к пункту f7). Однако после продвижения пешки с5 ослаблен пункт d4.

  1. Лс1 — d1 …

и белые быстро выиграли: 3. . . Ле6   4. С : b7+ Крb8   5.Л44. Черные сда­лись .

322. Чигорин-Стейниц, Вена, 1898г.

im 322

Здесь слабы все черные пешки, расположенные в виде четырех пе­шечных «островков». Сильную по­зицию занимает белый конь еЗ, бло­кирующий пешку е4. Положение чер­ного короля ослаблено. Все эти мо­менты белые, имеющие уже лишнюю пешку, энергично используют.

Белые продолжали 22. Cf4 : с7+!  Крb8 : с7   23.d4—d5    Сс6 : d5   24. Фа6—а6+  Фе6—b6 (24. Кре6?  25.Kd4+ или 24. . . Kpd6   25.К : d5  Ф : d5?   26.Лad1)  26.Фа6 : d5 и при непрекращающейся атаке выиграли в дальнейшем почти все черные пешки: 25. . . Cd6  26.Kd4   Kf4   27. Кb6+  Kpd7   28.Фf5+  Kpd8   29.К : d6 Ф : d6 З0.Кс4   Фе6   31.Ф : f4 Ф : с4 32.Лаd1+  Крс8   33. d4 Фе6    34. Ле : е4    Лd8   З5. ФеЗ Л : е4   36. Ф : е4 а6   37.ФеЗ  Фf6  h3 g5 39. Лс4+   Крb7   40.Лс6   Фd7   41.Фе4+   Крb6   42.Лd5   Фе6    43.Фd4+ Крb7  44. Л : а6. Черные сдались.

Эти примеры, конечно, не исчер­пывают всего многообразия особен­ностей, присущих различному рас­положению фигур в практической игре. Они поясняют лишь ряд важ­ных принципиальных моментов, на которых базируется позиционная игра:   использование  различного рода слабостей — постоянных и вре­менных, а также использование ак­тивного расположения фигур при замедленном развитии противника или мало целесообразном, а то и во­все плохом расположении его фигур.