До сих пор мы знакомились главным образом с целями и действием отдельных ходов. Теперь мы перейдем к рассмотрению сочетаний, или совокупности, отдельных ходов, другими словами —к рассмотрению серий ходов, каким-то образом связанных в единое целое.
В одно целое серия ходов объединяется общей идеей — планом. В Позиции 131, например, мы видели серию ходов (шахов), завершающуюся матом. В этом и заключалась идея указанной серии; каждый отдельный шах сделался частью общего плана. В другом случае, например в позиции 172 (этюд Куббеля), непрерывный ряд ходов-угроз со стороны белых преследовал цель помешать движению неприятельской пешки в ферзи; все эти ходы также были объединены общим планом.
Ходы белых и черных, объединенные в последовательный непрерывный ряд, называются вариантом.
Если одна из сторон применяет форсирующие ходы, вызывающие определенные, немногочисленные, а подчас и единственные ответные ходы, возникает форсированный вариант.
Такие форсированные варианты, когда они еще сопровождаются жертвами, носят название комбинаций, если играющий рассчитывает в результате их применения получить какое-либо преимущество. Со многими комбинациями мы в этой книге уже ознакомились, а в дальнейшем комбинации будет посвящена отдельная глава.
Однако, независимо от того, форсированы варианты или нет и возможна ли комбинация, ходы всегда объединяются общей идеей — планом. Содержание этих планов, несмотря на их бесконечное разнообразие, сводится, в конце концов, к двум основным группам:
- мы либо стремимся достигнуть конечной цели шахматной партии —заматовать неприятельского короля — прямым путем (то-есть концентрируя против него свои фигуры, нападая на него и создавая матовые угрозы),
- либо пытаемся достигнуть нашей цели косвенным путем, добиваясь сперва ослабления противника путем выигрыша у него материала или путем достижения позиционных выгод, то-есть более благоприятного для пас расположения фигур.
Существует еще одна группа планов, когда мы попадаем в беду и думаем больше о защите, чем о нападении, и о том, чтобы как-нибудь спастись от надвигающегося проигрыша. Об этом мы подробнее расскажем в более поздней главе книги.
К изложенному выше сводятся (конечно, в самом общем смысле) все стратегические планы. Однако в практической шахматной партии такие слишком широкие и общие планы недостаточны. Обычно приходится все время разрешать ряд более простых стратегических задач и двигаться к конечной цели постепенно, шаг за шагом. Этих частных стратегических идей и планов существует уже очень много, а еще больше — тактических идей и приемов, при помощи которых достигается решение частной и общей стратегической задачи. Поэтому, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, надо ознакомиться с важнейшими принципами и приемами шахматной игры.
Вот примеры некоторых стратегических и тактических идей, а также типичных приемов, применяемых для их осуществления.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИГУР
Рассмотренные позиции 168, 172 и многие другие дают поучительный пример согласованной игры фигур, без чего не может быть хороших результатов. Это — один из важнейших принципов шахматной игры
Когда начинающий перестает играть разрозненно, отдельными фигурами, и в своих маневрах сочетает действие хотя бы 2—3 фигур, это лучший признак того, что он делает успехи.
Согласованная игра фигур в некоторых случаях бывает очень трудна. Даже в простых окончаниях партий, например при матовании неприятельского короля, когда требуется соединенными силами оттеснить его на край доски или в угол, возможны затруднения. Примером таких затруднений может служить мат слоном и конем. Рассмотрением этого специального примера мы здесь ограничимся, так как примеров согласованной игры фигур вообще и книге приведено очень много.
Мат слоном и конем представляет которые трудности даже для опытных шахматистов. Бывают позиции, в которых мат достигается не ранее чем в 34 хода. Трудность заключается в том, что нужно очень умело согласовать действия всех трех белых фигур для оттеснения неприятельского короля в угол того цвета, который доступен слону, так как в другом углу нельзя дать мат.
Преследуемый король пытается все время оставаться в центре доски, а вынужденный к отступлению, уходит в угол «противоположного» цвета (на который действие слона не распространяется). Лишь после этого начинается систематическое оттеснение короля в другой угол, где он получает мат.
Чтобы усвоить это окончание, надо прежде всего научиться решать Несложные задачи следующего типа:
Мат в 2 хода
1.Ка6+ 2. Сс6х 1. Сb7+ 2. Kc6x
Эти простые задачи можно затем немного усложнять, изменяя расстановку фигур, как показано на диаграммах 175—178.
175. 176.
1.Се6 2.Ка6+ 1.Сa6 2.Сb7 +
3.Cd5x З.Ка6х
177. 178.
1.Кс5 2.Се6 1.Kd5 2.Ке7
З.Ка6+ 4.Cd5x З.Кс6+ 4.Сb7х
Теперь рассмотрим, как король оттесняется в угол того цвета, который доступен слону.
179.
Оттеснение короля в угол а8. Исходное положение.
- Сf5-h7 Kpf8-c8
- Kf7 — e5! Kpe8—d8
В случае 2. . . Kpf8 задача упрощается: З.Кd7+ Кре8 4.Крe6 Крd8 5.Крd6 Кpc8 (если 5. . . Кре8, то 6.Сd6+ и 7. Сf7, как после 1-го хода белых в исходном положении) 6. Кс5 Kpd8 7. С 6 Крс8 8.Сf7 (чтобы на Kpd8 играть Kb 7+, как раньше) 8. . . Крb8 9.Крс6. Теперь на 9. . . Крс8 последует 10.Kb7, а на 9. . . Кра7 10.Се6. В обоих случаях черный король получает мат по образцу примера 177.
- Kpf6 — е6 Kpd8 — с7
Положение выглядит так, будто черный король сейчас улизнет из сети. Однако ближайшими двумя ходами белые создают непроницаемый барьер по диагоналям а7—g1 и а6-f1:
- Ке5 — d7! Крс7 — с6
- Ch7 — d3! …..
Черному королю не пробраться через этот кордон (конь держит черные поля b6 и с5, а слон — белые поля b5 и а6); приходится отступать, допуская постепенное приближение белого короля. Сеть вокруг черного короля стягивается туже, и его дальнейшие ходы, по существу, являются беспомощным ожиданием гибели. Например:
- . . Крс7 6.Се4 Крс8 7.Kpd6 Kpd8 8.Cg6 Крс8 9.Кс5 Kpd8 10.Кb7+ Крс8 11.Крс6 Крb8 12. Крb6 и дальше примерно как в позиции 177 6. Kpb7
- Kpb7 6.Kpd6 Крс8 7.Кс5 Крb8 (если Kpd8, то Сb5 и Cd7+) 8.Kpd7 Кра7 9.Крс7 Кра8 10.Крb6 Крb8 11.Са6, и мат в два хода, как в примере 176.
Остается посмотреть, как неприятельский король загоняется в «исходное положение» (см. диагр. 179). Предварительно заметим, что при оттеснении короля бывает важно создание следующих позиций:
180. 181.
Решение в этом варианте могло бы быть несколько короче. Мы предпочли его удлинить, сохраняя в интересах большей ясности и лучшею запоминания единообразный метод оттеснения короля.
При таком (координированном, то есть согласованном между собой) расположении легких фигур, как в позициях 180 и181, у неприятельского короля отрезается 3—4 поля на одной линии, что делает ее недоступной.
Перейдем к практическому примеру:
182.
В этом положении возможен вариант: 1.KfЗ (располагая фигуры, как в схеме 181) Kpf7 2.Кре5 Kpg7 3.Kg5, и теперь:
- . . Kpg8 4.Kpf6 Kpf8 5.Kf7 Кре8 6. Cf5 Kpf8; белые достигли позиции 179.
- . . KpfS 4.Кре6! Kpg7 (или Кре8 Kf7) 5.Кре7 Kpg8 6.Kpf6, как выше.
- . . Крh6 4.Kpf6 Kph5 5.Ce2+ Kph4 (если Kph6, то позиция 179 достигается посредством Kf7+ Kph7 Cd3+ Kpg8 Gf5 Kpf8) 6.Ke4! (снова используя схему 181, после чего король сразу оттесняется в угол h1; обратите внимание, что при такой расстановке легких фигур черный король не может ускользнуть из треугольника d1—h5—h1, независимо от того, где находится белый король) 6. . . Kph3 7.Kpg5 Kpg2 8.Kpg4 Kph2 9.Cf1 Kpg1 10.Ch3 Kph2 11l.Kg5 Kpg1 12.Kpg3, и мат в два хода (Cg2+ и Kf3x). Заключительное положение напоминает расположением легких фигур схему 180. Эти схемы (180и 181), примененные на крайней линии с поддержкой короля, являются основными матовыми схемами (см. диагр. 173 и 174 после достижения мата).
Теперь видно, что в окончании «мат слоном и конем» нет ничего такого, что трудно было бы понять. Приобретя некоторый опыт, можно вернуться к этому окончанию и рассмотреть его вновь для лучшего усвоения.
НАПАДЕНИЕ НА НЕЗАЩИЩЕННОГО КОРОЛЯ
Недостаточно защищенный король становится легкой добычей согласованно действующих неприятельских фигур. Последние прикрытия часто уничтожаются жертвой.
183. Ботвинник-Чеховер, Москва, 1935г.
Белые уже пожертвовали две фигуры для ослабления позиции черного короля. Следующей жертвой они удаляют еще одну защищающую фигуру и быстро приводят игру к развязке: 32.Лf1 : f6! Се7 : f6 33. ФhЗ— h7+ Kpg8— f8 34.Ла1—e1 (с угрозой Фh8х) 34. . . Cf6—е5 35. Фh7—h8+ Kpf8—е7 36.Фh8 : g7+ Кре7—d6 37.Фg7 : e5+ Kpd6—d7 38.Фе5—f5+ Kpd7—с6 39.d4— d5+ Kpc6—c5 40. Cb2—a3+ Kpc5 : c4 41.Фf5—e4+ Kpc4—c3 42.Ca3—b4+ КрсЗ—b2 43.Фе4—b1x.
Случаи проведения подобных атак на недостаточно защищенного короля весьма многочисленны. Нередки и жертвы фигур, сметающие последние препятствия. Эти жертвы, если вдуматься, не только не ослабляют ведущего атаку, а наоборот, дают ему перевес на решающем боевом участке, так как оставляют обороняющемуся еще меньше возможностей для защиты. Однако, жертвуя фигуру, необходимо точно рассчитывать все возможные последствия.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Большая подвижность фигур в центре доски и ограниченная подвижность их на крайних линиях заставляют признать особое значение в игре центральных полей и важность занятия их нашими фигурами.
Занятие центра, как мы вскоре убедимся на многочисленных примерах, позволяет применить разносторонние угрозы как против королевского, так и против ферзевого фланга.
В положениях на диаграммах 96, 155 и 159 сильную и решающую позицию в центре занимают кони (см. также позицию 185).
Очень активную позицию на d5 занимает белый король в положении на диаграмме 82. Вообще в конце партии, когда па доске остается мало фигур и королю не грозит непосредственная опасность, он оказывает значительное влияние на дальнейшее течение игры, и быстрейшее продвижение его к центру часто имеет решающее значение.
184. Ход белых
Преимущество черных заключается не только в лишней и к тому же проходной пешке а, но и в возможности более быстрого занятия центра королем. Это заставляет белых вскоре сложить оружие.
1.f2—f4 Kpf8—е7 2.Kpg1—f2 Кре7—d6 3.Kpf2—еЗ Kpd6—с5.
Белым не удалось достичь поля d4, что при положении черного короля на d6 позволило бы им еще бороться. После 4.g3—g4 Крс5—b4 5.KреЗ—d4 Сс4—bЗ g4— g5 а5— а4 движение этой пешки решает судьбу партии.
Централизация является одним из главнейших принципов игры. К владению центром и занятию его своими пешками и фигурами всегда следует стремиться, так как обычно это обеспечивает длительное позиционное преимущество. Заслуженный мастер П. А. Романовский определил образно центр как «высоту, господствующую над местностью». Подробнее мы остановимся на значении центра в дальнейшем.
ОВЛАДЕНИЕ 7-й (8-й) ГОРИЗОНТАЛЬЮ
Если геометрия шахматной доски определяет особое значение в игре центральных полей, то первоначальное построение фигур на 1-й и 2-й горизонталях у белых, 7-й и 8-й горизонталях у черных подсказывает нам исключительную уязвимость этих горизонталей при вторжении на них в процессе игры неприятельских тяжелых фигур — особенно ладей. На 7-й горизонтали обычно всегда остаются еще какие-то пешки (не все ведь продвигаются вперед), и действие вторгшейся сюда ладьи можно образно сравнить с рейдом танка по тылам противника. На 8-й горизонтали находится неприятельский король — также благодарный объект для атаки, но, как правило, эта горизонталь (например седьмой) бывает достаточно защищена своими ладьями. Поэтому более распространенной стратегической целью является вторжение именно на 7-ю горизонталь (или соответственно — на 2-ю горизонталь; для простоты и единообразия теория обычно рассматривает все вопросы с точки зрения белых).
Хорошей иллюстрацией может служить следующий пример:
185.
Все линии заполнены фигурами, открыта одна лишь вертикаль с. Белые занимают эту линию своими тяжелыми фигурами, чтобы по возможности вторгнуться на с7. Все пешки, правда, успели продвинуться с 7-й горизонтали, но здесь находятся югкие фигуры черных и король. Проследим, как белые методически, шаг за шагом, осуществляют свой план.
- Лa1 — c1 Лa8 — с8
Черные противопоставляют ладье с1 свою ладью, не уступая линии без борьбы.
2. КbЗ — а5 Сb7 — а8
Теперь белые разменивают одну ладью, так как могут занять вертикаль с второй ладьей.
3. Лс1 : с8 Фd8 : с8
4. Лf1 — c1 Фс8 — b8
5. Фе2 — с2 …
Окончательно завоевывая линию c, так как черные уже не могут противопоставить на с8 свои тяжелые фигуры.
- … Се7 — d8
Не позволяя белым занять пункт с7. Однако эта помеха легко устраняется.
(Обратите внимание, какую превосходную позицию занимает централизованный конь на d4.)
6. Ка5 — с6 Фb8 — b7
7. Кc6 : d8+ Лh8 : d8
8. Фс2 — с7
Цель достигнута.
- … Фb7 — b8
Черные не торопятся с разменом, ибо на месте белого ферзя появится ладья.
Белые используют момент передышки, чтобы перемести своего бездеятельного слона; eЗ через f2 на b4;на этой прекрасной позиции слон решающим образом усилит атаку (согласованная игра всеми фигурами).
При этом следует еще учесть, что после размена чернопольного слона у черных стали слабы черные поля и действие слона белых по диагонали d8—Ь4 будет очень сильным.
- СеЗ — f2 Фb8 — b6
Безнадежная попытка помешать переводу слона, так как и продолжение 10.Ch4 Ф : d4+ 11.Kph1 ввиду угрозы взятия на d8 и d7 сулит черным мало хорошего. Однако белые устраняют этот вариант и упрощают игру, вынуждая размен ферзей.
- Kd4 — f3 Фb6 : с7
- Лc1 : с7 Kpf7 — е8
Ввиду угрозы Ch4 черные заблаговременно защищают коня.
- Cf2 — h4 Лd8 — b8
- KfЗ — g5 Kd7 — f8
- Kg5 — f7 …
Теперь грозит мат двумя способами: Лс7—е7х или Kf7—d6x.
- … Кf8 — d7
- Kf5 —d6+
с выигрышем фигуры, — логическое следствие занятия открытой вертикали с и последующего овладения 7-й горизонталью.
С исключительной силой продемонстрировал грозное значение занятия 7-й горизонтали Ботвинник в следующей позиции:
186. Ботвинник-Эйве. Матч-турнир на первенств мира, 1948г.
Черные сыграли 21. . . f6, намереваясь продолжать с6—е5 и получить сильные пешки в центре, но…
- Фd3 — g3!!!
На турнире московских мастеров.
Слева—заслуженный мастер Ф. И. Дуз- Хотимирский, один из старейших советских шахматистов; он был еще соратником М. И. Чигорина. Наблюдает за игрой заслуженный мастер П. А. Романовскмй.
Красивая жертва, которую черным приходится принимать, так как все равно ходу 23.Фg7 помешать нельзя.
- … f6 : е5
- Фg3-g7 Лb8-f8
- Лc1 — с7! Фb6 : с7
Если 24. . . Фd6, то 25.Л : b7 d3 26. Лa7 Фd8 27.Ф : b7, и ввиду угрозы шаха по диагонали черные беззащитны. Ход в тексте также не дает спасения.
- Фg7 : с7 Сb7 — d5
- Фс7 : е5
На З6-м ходу Эйве сдался.
Использование одновременного ослабления двух крайних горизонталей показано в следующем примере:
187. Гоглидзе-Ботвнник, Москва, 1935г.
Здесь последовало: 26. . . Ла8— b8 27.Фb6—d6 Фе2 : f1+! 28.Kpg1 : f1 Лb8-b1+ 29.Kpf1—e2 Лс8- c2x.
Число подобных примеров можно было бы легко увеличить, но уже и приведенные дают ясное представление о позиционных и материальных выгодах вторжения на 7-ю и 8-ю горизонтали.
КОНЦЕНТРАЦИЯ СИЛ ПРОТИВ ВАЖНОГО ПУНКТА
Концентрацию сил против изолированной и отсталой пешки мы видели в позиции 81. Легко понять, что она стала возможной благодаря тому, что удалось обеспечить неподвижность пешки, которую белые набрали объектом атаки. Нелепо было бы сосредотачивать силы против подвижной фигуры, которая в любой момент может уйти.
Точно так же можно концентрировать силы против связанной фигуры, совершенно неподвижной, либо против защищающей фигуры, подвижность которой, как мы знаем, тоже ограниченна.
188.
Черные пользуются возможностью создания связки на е4 путем жертвы и последующей концентрацией сил против связанной фигуры выигрывают ее, оставаясь с лишней пешкой:
- .. Ле6 : е4 2.ЛеЗ : е4 Cd7—с6 3.Ла1—e1 f6 —f5 и т. д.
Концентрация иногда производится не для овладения пунктом, а дли овладения линией, как было показано в примере 185.
Вообще же прием концентрации сил слишком прост я понятен, чтобы на нем стоило останавливаться подробнее.
ЗАВЛЕЧЕНИЕ И ОТВЛЕЧЕНИЕ ФИГУР
Идея отвлечения и завлечения неприятельских фигур, по-видимому, столь же стара, как и сама шахматная игра.
И позиции 189 конь с6 держит под ударом поле превращения пешки. Отвлечение коня ходом 1.Кb5—d4+ Ке6 : d4 или уничтожение его, если черные предпочтут уйти королем, решает судьбу партии.
В позиции 190 грозит b2—b1Ф. Белые играют 1.Ле5—b5!, мешая превращению пешки и даже собираясь ее уничтожить. Вынужденный ответ 1.. . Кра6 : b5 означает завлечение черного короля на гибельную линию: 2.b6—b7 b2—b1Ф З.b7— b8Ф+, и белые выигрывают ферзя двойным ударом.
189. 190.
191. Выигрыш (мат в 6 ходов)
- Кс7+ Крb8 2.Ка6+! bа (2. . . Кра8 З.Крс8) З.Фа8+!! (завлекая короля в угол) 3. . . Кр : а8 4. Крс7, и мат в два хода. (Составил В. Назаров, ученик 58-й школы, Нижний Тагил.)
Сочетание обоих мотивов (отвлечение и завлечение) можно видеть в следующем примере:
192. Белые начинают и выигрывают
При нормальных обстоятельствах нельзя было бы увести белого короля от связанных пешек g4, b5, так как грозило бы продвижение их в ферзи. Однако здесь оказывается возможным создание более сильной угрозы.
После 1.Kpg3—f4 Кра8—b7 белые играют 2.с4—с5!, отвлекая пешку d6 и тем открывая диагональ для дальнейшего приближения своего короля (через е5 и d6). Не брать на с5 черные не могут, так как пешка немедленно пойдет дальше (с6+ Кра8 с7 Крb7 а8Ф+ Кр : а8 с8Фх). После 2. . d6 : с5 3.Kpf4—е5 g4—g3 4.Кре5—d6 g3—g2 белый король уже настолько близко, что возможна следующая комбинация: 5.а7—а8Ф+ Kpb7 : а8 6.Kpd6—с7 g2— g1Ф 7.b6—b7+ Кра8—а7 8.b7— b8Ф+ Кра7—а6 9.Фb8—b6х.
Надо отметить, что мат на b6 стал возможным лишь потому, что пешка с5 загораживает диагональ черного ферзя.
Таким образом, жертва пешки 1.с4—с5 преследовала цель не только отвлечения пешки d6 для открытия диагонали b2—b8, но и ее завлечения на поле с5 для закрытия другой диагонали g1—а7.
Завлечение фигур может производиться и с целью ограничения подвижности — например, чтобы дать «спертый» мат, как в примере 99.
Нападение на защищающие фигуры, нанесение двойного удара, открытие и запирание линий, ограничение подвижности неприятельских фигур — все это довольно частые цели типичных в шахматной игре приемов отвлечения и завлечения фигур.
В заключение приведем еще один пример, имеющий некоторое практическое значение:
Ходом 1.Cd5 : е6 белые выигрывают фигуру, так как отвлечение 1. . f7 : е6 ведет к мату посредством 2. Фg5 : g7x.
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОСТОРОННИХ УГРОЗ
Многие простые угрозы, например нападение на фигуру, часто не представляют опасности, так как у противника обычно оказываются столь же простые средства защиты. Поэтому план какого-нибудь маневра иногда строится на сочетании различных угроз с тем, что если противник и спасется от одной угрозы, он станет жертвой другой. Разносторонняя угроза, конечно, оказывает значительно более сильное действие и, если ее удается осуществить, представляет собой один из губительнейших приемов.
194. Левитинский-Фрейман, Вильна, 1912г.
Белые могут выиграть качество ходом 27.Сd2 : а5; однако они избирают ход 27.KfЗ—g5!, который должен дать им больше выгод. В самим деле, с одной стороны, грозит Фd5 : f7+, с другой — bЗ—b4 с двойным ударом, так как отход коня с 3-й горизонтали очистил линию для ладьи g3.
Последняя угроза кажется черным серьезнее, так как они могут потерять ладью.
Поэтому черные играют 27. . . b5— b4, прикрывая ладью а5, блокируя пешку bЗ и даже создавая двойной удар по 5-й горизонтали на белые фигуры. Этот ход как будто лучше, чем 27. . . Cf6 : g5, ибо после 28. Фd5 : g5 черным надо было бы сдаваться из-за двойного удара на g7 и d8.
Однако на 27. . . b5—b4 последовало 28.Фd5 : f7+ Kpg8—h8 29.Фf7 : f6!!, снова создавая ряд угроз: мат на d8, либо Kg5—f7+ и чат на g7, если же 29. . . g7 : f6, то 30.Kg5—f7x. Черные сдались.
Приведем еще один пример разносторонней угрозы:
195. Левенфиш-Рюмин, Москва, 1936г.
В этой позиции ход белых, и посредством 27.Kh5—f6b! g7 :f6 28.е5 : f6 они могли создать решающую двойную угрозу: 29.Фg3f с матом на g7 или 29.Ф : f8b и 30.Л : d8x. Спастись одновременно от обеих угроз одним каким-нибудь ходом невозможно.
ВСКРЫТИЕ И ЗАПИРАНИЕ ЛИНИЙ
Вскрытие линий для своих фигур с целью повышения сферы их действия является одним из наиболее распространенных приемов в шахматной игре. Наглядным примером использования открытой вертикали с была позиция 185. Вскрытие линий имело место и в ряде других позиций (100, 144, 192 и др.). Вообще без вскрытия линий редко обходится какая-либо партия. Мы встречались и с запиранием линий для фигур противника (с целью подавления их действия) путем создавания разного рода заграждений (позиции 97, 98 и др.). Если мы все же возвращаемся к этому приему, то исключительно для того, чтобы лишний раз указать на огромное значение свободного действия фигур и подчеркнуть необходимость постоянного внимания к возможному повышению их боевой силы.
196. Чигорин-Поллок, Нью-Йорк, 1889г.
У белых не хватает пешки; кроме того, их пешки на 4-й горизонтали атакованы ладьей с4. Если белые не используют сильного расположения своих фигур, противнику, быть может, удастся получить перевес.
Основной задачей для белых является повышение силы действия своих ладей (остальные их фигуры стоят превосходно). Поэтому они атакуют противника в, казалось бы,
Грозит 33.ed, и черные вынуждены взять пешку е5.
Однако, каким бы способом они ее ни в шли, при этом обязательно открывается вертикаль для какой- нибудь из белых ладей.
32. … f6 : с5
В случае 32.de последовало бы 33.Лd8 К : е7 (если 33 . . . ЛеЗ, то выигрывает 4.е8Ф + Л : е8 35.Kd6+) 34.Ф : g7+ КреЗ 35.К : е7 с угрозой f4 — f5X .
После же хода в тексте белые вскрывают обе вертикали, используя противостояние своей ладьи и неприятельского короля.
33. Kf5 : d6+! Лс6 : d6
34. f4 : е5+ Лd6-f6
35. е7 — е8Ф+! Kpf7 : е8
36. Фg4-d7+ Кре8 — f8
37. е5 : f6 Сдался.
197. Ратнер-Констатинопольский, Киев, 1933г.
Черные вынуждают решающее вскрытие линий в позиции рокировки белых: 32. . . b4—bЗ! 33.а2 : bЗ (сразу проигрывает 33.К : е5 ввиду 33. . . . bа+ 34.Kpc1 а1Ф+ и затем 35. . . de) . . 33. Лa1+! (используя идею завлечения с последующим уничтожением защищающей фигуры) 34. Кр : а1 К : с2+ 35.Кра2 С : d3, и черные вскоре выиграли.
198. Керес-Микенас, Тбилиси, 1946г.
Здесь партию решил эффектный заключительный ход 29.Ка6 — с5! Черные сдались, так как на 29. . . dc следует 30.Л : d7, а в случае 29. . . bс вступает в действие другая ладья путем З0. ЛаЗ.
199. Руденко-Игнатьева, Женское первенство СССР, 1947г.
Ход черных.
Черные энергично вскрывают линии против белого короля и отвлекают или уничтожают защищающие его фигуры: 32. . . К : е5! (чтобы на 33. de продолжать Ф : е5 Cf4 d4+ с победоносной атакой) 33.Cf4 g5! (в ответ на это нельзя 34.С : е5 из за КеЗх) 34.С : g5 Kd3! 35.Cf4 К : f4+ 36.gt Ф : f4 37.KfЗ ФgЗ+ 38. Крf1 Кe3х.
Приведем теперь примеры запирания линий.
В распоряжении черных имеется ход Фg5—g2, однако в данный момент белые еще могут ответить на это Фа4 : f4, после чего игра затянется. Поэтому черные сыграли 36. . Лb8—b4! После 37. СсЗ : b4 горизонталь для ферзя уже закрыта, и помеха устранена: 37. . . Фg5—g2 38. Kpe1-d1 Фg2—f3+ и мат следующим ходом.
201. Левенфиш-Кан. Ленинград, 1934г.
Белые сыграли здесь 41.f2—f4! Лf8 : f4 (принятие жертвы вынуждено, так как у коня нет удобных отступлений ввиду Се6) и затем ходом 42. Cg4 —f5! отрезали ладье возможность возвращения. Последовало 42. . . Лf4 : f5 (упорнее, хотя тоже не спасало, 42. . . g6) 43. Kd6 : f5 Kpg8—f7 44.Kf5— d6+, и черные, сдались ввиду неизбежного 45.Ле8 с выигрышем слона.
Если един из противников располагает пешечным превосходством на фланге (например три пешки против двух), то путем постепенного продвижения и размена он может получить проходную пешку (см. в дальнейшем схемы 261 и 262).
Другое дело, когда друг против друга стоят сплошные пешечные цепи — тогда пешка может сделаться проходной лишь в результате «прорыва». Рассмотрите несколько характерных примеров:
В позиции 202 следует 1. Cd2— а5! b6 : а5 (иначе Са5 : b6) 2.b5— b6 а7 : b6 З.а6—а7 с выигрышем.
В позиции 203 также возможен прорыв: 1.b5—b6! с7 : b6 2.а5— а6! b7 : а6 З.с5—с6 и т. д. Или: (1.b5—b6!) а7 : b6 2.с5—с6! и т. д.
- f4-f5 e7-e6! (если 1. . . . g6-g5 : f5, то 2. e5-e6) 2. f5-f6 f7 : g6 3. f2-f4 (не будь у белых двух пешек на линии f, прорыв был бы невозможен) Кра8—b8 4.f4—f5 е6 : f5 5. е6—е6 Kрb8—с8 6.е6—е7, и пешка проходит в ферзи.
В одной партии, игранной Смысловым белыми в 1937 году, получилась следующая позиция (№ 205).
Белые эффектно форсировали прорыв 1.b2—b4! а5 : b4 2.СеЗ : с5! b6 : с5 З.а4—а5 b4-b3 4.Кре4— d3 и вскоре выиграли.
205.
Турнир в Московском городском Доме пионеров. На переднем плане шахматист 1-й категории школьник В. Демин за партией с бывшим членом клуба юных шахматистов Я. Эстриным (получил в 1949 году звание мастера).
Возможны и другие цели прорыва, кроме получения проходной пешки, но с ними мы ознакомимся позднее.
ВЫИГРЫШ ТЕМПА И «ЦУГЦВАНГ»
Ходы играющих, как мы указывали раньше, могут преследовать самые разнообразные цели, которые и конечном счете сводятся к тому, чтобы выиграть, то есть дать мат неприятельскому королю, либо же предотвратить проигрыш, когда обстоятельства складываются неблагоприятно.
Ход — это право играющего передвижением какой-либо фигуры приблизиться к поставленной себе цели. Если ход не удовлетворяет атому требованию, он плох или (в лучшем случае) бесполезен и означает только потерю времени, или, как говорят шахматисты, «потерю темпа». Если противник сделал бесполезный ход, он потерял, а мы выиграли темп. Выиграть темп можно, сделав целесообразный ход в ответ на бесполезный ход противника.
Нам уже встречался пример выигрыша темпа в результате того, что противник в начале партии вынуждался уйти атакованной фигурой, то-есть вторично сделать ею ход (стр. 61, после диагр. 166). Это повторное движение, бесполезное для противника, которое он выполнял, только спасаясь от угрозы, мы использовали для того, чтобы сделать полезный ход — ввести в игру новую фигуру.
В позиции 156 («мельница») повторяющиеся открытые шахи вынуждают черных к бессмысленному (с точки зрения их интересов) хождению королем по двум полям — взад и вперед. Эти потерянные темпы белые используют, выигрывая каждым отходом ладьи новую фигуру или пешку.
Особый случай мы имели в позиции 89. Там белые, сделав подряд при хода ферзем, привели позицию к прежнему виду, но ход в ней был уже не за белыми, а за черными. Это объяснялось тем, что как раз при ходе черных данная позиция легко выигрывается. Белые явно потеряли ход, но темп они выиграли, так как приблизились к своей основной цели, а это ведь главное. Таким образом, оказывается, что можно выиграть темп, потеряв ход, то есть передав его противнику.
Из последнего примера видно, что право сделать ход — не всегда преимущество; иногда это бывает тяжелой обязанностью.
206. Ход черных.
В позиции 206 черный король, подчиняясь обязанности сделать ход, вынужден предоставить белому королю поле b7, что позволяет провести пешку.
207.
В позиции 207 белые играют 1. Kpd7— с7, вынуждая ход слоном а6. так как больше ходить нечем. После этого следует 2.Cd5 : b7х.
Такое положение, когда обязанность сделать ход влечет за собой невыгодные последствия, называется, как мы уже знаем, цугцвангом (см. диагр. 96).
Передача хода противнику с целью выигрыша темпа производится именно в положениях цугцванга.
208.
- с5—с6+ здесь не выигрывает. Конечно, если бы черные сделали ошибку 1. . . b7 : с6+?, белые могли бы выиграть, продолжая: Kpd5— с5 Kpd7— d8! З.Крс6—d6! (грозя продвижением b6—b7) 3. . . Kpd8— с8 4.Kpd6 : с6 и т. д. Это маневрирование королей (борьба за оппозицию) должно быть понятно, если вспомнить диаграммы 63—80.
Однако в ответ на 1.с5—с6+? черные сыграют Kpd7—с8! 2.Kpd5 — d6 Крс8—b8! Теперь и З.с6 : b7 и 3. с6—с7+ ведет только к ничьей.
Другое дело, если бы ход был за черными. Тогда выигрыш был бы возможен, так как черные попали бы в цугцванг и им пришлось бы дать дорогу белому королю.
Выигрыш темпа (передача хода) здесь достигается характерным маневрированием короля в «треугольнике полей» d5—d4—е5. Маневрирование же черного короля стеснено тем, что поле с7 для него недоступно, а отходить на линию е нельзя, так как нужно стеречь пешку b6, которая легко может сделаться проходной.
- Kpd5-e5 Kpd7 — с6
Нельзя 1. . . Kpd7—е7 из-за 2.с5 — сb b7 : с6 З.b6—b7 и т. д.
- Кре5 — d4 Кре6 —d7
- Kpd4 — d5
Цель достигнута: белые выиграли темп, так как в той же позиции ход теперь за черными.
Дальнейшие ходы отражают борьбу за оппозицию. 3. . . Kpd7—е8 4. Kpd5—е6! (белые не сыграли 4. Kpd6, так как последовало бы Kpd8!; заняв так называемую «косую» оппозицию, они на ход черных Kpd8 ответят «прямой» оппозицией Kpd6) 5.. . Крс8—d8 Кре6—c8 6.К pd8— с8 6.Kpd6—е7 Крс8—b8 7.Кpе7— d7 Крb8—а8. Теперь 8.Kpd7 — c7? привело бы к пату. Наступил момент, когда пешку b6 надо сделать проходной. 8.с5—е6! b7 : с6 (если 8 . . . Крb8, то 9.с7+ и затем мат) 9. Kpd7—с7 с6—с5. Белые дают мат в три хода, как в позиции 192.
Этот пример хорошо разъясняет своеобразный прием выигрыша темпа в положениях цугцванга.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПЛАНАМ ПРОТИВНИКА
На многих примерах мы показали некоторые тактические и стратегические идеи, встречающиеся чаще других. Знание их облегчает составление общего или частного плана игры.
Конечно, все богатство и яркое разнообразие идей, таящихся в шахматной игре, не исчерпывается этим небольшим перечнем. Некоторые моменты будут еще освещены в дальнейшем, а многое станет понятным впоследствии, при изучении партий мастеров.
Важно усвоить то, что было показано. Лучший способ для этого — постараться применять свои пока непрочные знания на практике. Если первые шаги будут неудачны, смущаться этим, понятно, не следует.
Всегда нужно помнить, что шахматная игра — прежде всего борьба. Мы стараемся осуществить свои планы, но мы боремся при этом с ходами противника и с его планами. Противодействие планам противника — основной закон шахматной стратегии.
Почти все рассмотренные до сих пор позиции дают примеры такой борьбы. Казалось бы, всё это само собою разумеется. Однако на практике перед нередки случаи, когда играющие, увлеченные собственными планами, перестают считаться с планами противника. Эго приводит к плохим последствиям.
Это положение заимствовано из турнирной партии, где игра продолжалась так: 1.Kpf7—f6 Крb2—сЗ 2. Kpe6—d6 КрсЗ—d4 3.Kpd6—с6 Kpd4—е5 4.Крс6—b7 Кре5—d6 Крb7 : а7 Крс6— с7. Здесь противники согласились на ничью, так как после 6.Кра7—а8 Крс7—с8 7.а6— а7 Крс8—с7 белым пат.
Идея этого окончания осталась не вскрытой играющими. При таком незначительном материале они и не помышляли о возможности борьбы и сделали свои последние ходы, так сказать, «для очистки совести». Между тем даже и в этом простом поло- выигрыш для белых, как показал впервые автор в 1921 году.
Легко убедиться, что иной защиты, кроме примененной в партии, у черных нет (идти через поля bЗ и b4 к пешке а6 бесполезно).
Но белые могут играть еще и по- другому. Они при всех обстоятельствах должны потратить 5 ходов на взятие пешки а7, но путь у белого короля может быть различный: по 7-й горизонтали, по 6-й, и даже имеется еще третий путь. Он-то и решает, так как позволяет провести свой план, одновременно мешая черному королю пробираться через d4, e5 на d6 и т. д.
Решение таково: 1.Kpf7—е6! Крb2—сЗ 2.Кре6—d5!!, и вся система защиты черных рушится. Они не могут сейчас пойти на d4 и поэтому теряют очень важный темп. Куда бы ни пошел черный король, белые сыграют 3.Kpd5—с6, затем 4.Крс6— b7 и т. д., легко выигрывая.
Этот марш короля, когда он как бы попутно оттесняет неприятельского короля от нужного ему поля, существенен в ряде окончания, где дело решается маневрированием королей.
НАЙДИТЕ РЕШЕНИЕ!