СЕРИЯ ХОДОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ

До сих пор мы знакомились главным образом с целями и действием от­дельных ходов. Теперь мы перейдем к рассмотрению сочетаний, или совокуп­ности, отдельных ходов, другими словами —к рассмотрению серий ходов, каким-то образом связанных в единое целое.

В одно целое серия ходов объединяется общей идеей — планом. В Пози­ции 131, например, мы видели серию ходов (шахов), завершающуюся матом. В этом и заключалась идея указанной серии; каждый отдельный шах сделался частью общего плана. В другом случае, например в позиции 172 (этюд Куббеля), непрерывный ряд ходов-угроз со стороны белых преследовал цель помешать движению неприятельской пешки в ферзи; все эти ходы также были объединены общим планом.

Ходы белых и черных, объединенные в последовательный непрерывный ряд, называются вариантом.

Если одна из сторон применяет форсирующие ходы, вызывающие оп­ределенные, немногочисленные, а подчас и единственные ответные ходы, возникает форсированный вариант.

Такие форсированные варианты, когда они еще сопровождаются жертвами, носят название комбинаций, если играющий рассчитывает в резуль­тате их применения получить какое-либо преимущество. Со многими комби­нациями мы в этой книге уже ознакомились, а в дальнейшем комбинации будет посвящена отдельная глава.

Однако, независимо от того, форсированы варианты или нет и возможна ли комбинация, ходы всегда объединяются общей идеей — планом. Со­держание этих планов, несмотря на их бесконечное разнообразие, сводится, в конце концов, к двум основным группам:

  • мы либо стремимся достигнуть конечной цели шахматной партии —за­матовать неприятельского короля — прямым путем (то-есть концентри­руя против него свои фигуры, нападая на него и создавая матовые угрозы),
  • либо пытаемся достигнуть нашей цели косвенным путем, доби­ваясь сперва ослабления противника путем выигрыша у него материала или путем достижения позиционных выгод, то-есть более благоприятного для пас расположения фигур.

Существует еще одна группа планов, когда мы попадаем в беду и думаем больше о защите, чем о нападении, и о том, чтобы как-нибудь спастись от надвигающегося проигрыша. Об этом мы подробнее расскажем в более позд­ней главе книги.

К изложенному выше сводятся (конечно, в самом общем смысле) все стра­тегические планы. Однако в практической шахматной партии такие слишком широкие и общие планы недостаточны. Обычно приходится все время разре­шать ряд более простых стратегических задач и двигаться к конечной цели постепенно, шаг за шагом. Этих частных стратегических идей и планов суще­ствует уже очень много, а еще больше — тактических идей и приемов, при помощи которых достигается решение частной и общей стратегической задачи. Поэтому, чтобы научиться хорошо играть в шахматы, надо ознако­миться с важнейшими принципами и приемами шахматной игры.

Вот примеры некоторых стратегических и тактических идей, а также типичных приемов, применяемых для их осуществления.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИГУР

Рассмотренные позиции 168, 172 и многие другие дают поучительный пример согласованной игры фигур, без чего не может быть хороших ре­зультатов. Это — один из важней­ших принципов шахматной игры

Когда начинающий перестает иг­рать разрозненно, отдельными фи­гурами, и в своих маневрах соче­тает действие хотя бы 2—3 фигур, это лучший признак того, что он делает успехи.

Согласованная игра фигур в не­которых случаях бывает очень труд­на. Даже в простых окончаниях пар­тий, например при матовании непри­ятельского короля, когда требуется соединенными силами оттеснить его на край доски или в угол, возможны затруднения. Примером таких за­труднений может служить мат сло­ном и конем. Рассмотрением этого специального примера мы здесь ограничимся, так как примеров со­гласованной игры фигур вообще и книге приведено очень много.

Мат слоном и конем представляет которые трудности даже для опыт­ных шахматистов. Бывают позиции, в которых мат достигается не ранее чем в 34 хода. Трудность заключает­ся в том, что нужно очень умело согласовать действия всех трех бе­лых фигур для оттеснения неприя­тельского короля в угол того цвета, который доступен слону, так как в другом углу нельзя дать мат.

Преследуемый король пытается все время оставаться в центре доски, а вынужденный к отступлению, ухо­дит в угол «противоположного» цве­та (на который действие слона не распространяется). Лишь после этого начинается систематическое оттес­нение короля в другой угол, где он получает мат.

Чтобы усвоить это окончание, надо прежде всего научиться решать Не­сложные задачи следующего типа:

im 173-174

Мат в 2 хода

1.Ка6+    2. Сс6х                 1. Сb7+    2. Kc6x

Эти простые задачи можно затем немного усложнять, изменяя рас­становку фигур, как показано на диаграммах 175—178.

175.                                         176.

im 175-176
Мат в 3 хода.

1.Се6 2.Ка6+                       1.Сa6   2.Сb7 +
3.Cd5x                                   З.Ка6х

177.                                          178.

im 177-178
Мат в 4 хода

1.Кс5      2.Се6                 1.Kd5     2.Ке7
З.Ка6+   4.Cd5x                З.Кс6+   4.Сb7х

Теперь рассмотрим, как король оттесняется в угол того цвета, ко­торый доступен слону.

179.

im 179

Оттеснение короля в угол а8. Исходное положение.

  1. Сf5-h7         Kpf8-c8
  2. Kf7 — e5!   Kpe8—d8

В случае 2. . . Kpf8 задача упро­щается: З.Кd7+    Кре8    4.Крe6    Крd8   5.Крd6    Кpc8 (если 5. . . Кре8, то   6.Сd6+  и 7. Сf7, как после 1-го хода белых в исходном положении) 6. Кс5   Kpd8 7. С 6 Крс8     8.Сf7 (чтобы на Kpd8 играть Kb 7+, как раньше) 8. . . Крb8     9.Крс6. Теперь на 9. . . Крс8 последует 10.Kb7, а на 9. . .   Кра7     10.Се6. В обоих случаях черный король получает мат по образцу примера 177.

  1. Kpf6 — е6    Kpd8 — с7

Положение выглядит так, будто черный король сейчас улизнет из сети. Однако ближайшими двумя ходами белые создают непроницае­мый барьер по диагоналям а7—g1 и а6-f1:

  1. Ке5 — d7!      Крс7 — с6
  2. Ch7 — d3!      …..

Черному королю не пробраться че­рез этот кордон (конь держит черные поля b6 и с5, а слон — белые поля b5 и а6); приходится отступать, до­пуская постепенное приближение бе­лого короля. Сеть вокруг черного короля стягивается туже, и его даль­нейшие ходы, по существу, являются беспомощным ожиданием гибели. На­пример:

  1. . . Крс7    6.Се4 Крс8    7.Kpd6 Kpd8     8.Cg6 Крс8        9.Кс5 Kpd8     10.Кb7+ Крс8    11.Крс6 Крb8      12. Крb6 и дальше примерно как в позиции 177     6. Kpb7
  1. Kpb7      6.Kpd6     Крс8       7.Кс5   Крb8      (если Kpd8, то     Сb5 и    Cd7+)     8.Kpd7 Кра7 9.Крс7 Кра8       10.Крb6   Крb8       11.Са6,  и мат в два хода, как в примере 176.

Остается посмотреть, как неприя­тельский король загоняется в «ис­ходное положение» (см. диагр. 179). Предварительно заметим, что при оттеснении короля бывает важно создание следующих позиций:

180.                                        181.

im 180-181
Решение в этом варианте могло бы быть несколько короче. Мы предпочли его удлинить, сохраняя в интересах большей ясности и лучшею запоминания единообразный метод оттеснения короля.

При таком (координированном, то есть согласованном между собой) расположении легких фигур, как в позициях 180 и181, у неприя­тельского короля отрезается 3—4 по­ля на одной линии, что делает ее недоступной.

Перейдем к практическому при­меру:

182.

im 182

В этом положении возможен ва­риант: 1.KfЗ (располагая фигуры, как в схеме 181) Kpf7   2.Кре5 Kpg7     3.Kg5, и теперь:

  1. . . Kpg8     4.Kpf6 Kpf8       5.Kf7 Кре8        6. Cf5 Kpf8; белые достигли позиции 179.
  2. . . KpfS     4.Кре6! Kpg7 (или Кре8 Kf7)      5.Кре7 Kpg8        6.Kpf6, как выше.
  3. . . Крh6    4.Kpf6    Kph5     5.Ce2+  Kph4 (если Kph6, то позиция 179 достигается посредством Kf7+ Kph7 Cd3+   Kpg8 Gf5 Kpf8) 6.Ke4! (снова используя схему 181, после чего король сразу оттесняется в угол h1; обратите внимание, что при та­кой расстановке легких фигур чер­ный король не может ускользнуть из треугольника d1—h5—h1, независи­мо от того, где находится белый ко­роль) 6. . . Kph3       7.Kpg5 Kpg2       8.Kpg4 Kph2 9.Cf1       Kpg1      10.Ch3 Kph2     11l.Kg5 Kpg1       12.Kpg3, и мат в два хода (Cg2+ и Kf3x). Заклю­чительное положение напоминает расположением легких фигур схему 180. Эти схемы (180и 181), применен­ные на крайней линии с поддержкой короля, являются основными матовыми схемами (см. диагр. 173 и 174 после достижения мата).

Теперь видно, что в окончании «мат слоном и конем» нет ничего та­кого, что трудно было бы понять. Приобретя некоторый опыт, можно вернуться к этому окончанию и рассмотреть его вновь для лучшего усвоения.

НАПАДЕНИЕ НА НЕЗАЩИЩЕННОГО КОРОЛЯ

Недостаточно защищенный король становится легкой добычей согла­сованно действующих неприятель­ских фигур. Последние прикрытия часто уничтожаются жертвой.

183. Ботвинник-Чеховер, Москва, 1935г.

im 183a
im 183b
im 183c
im 183d

Белые уже пожертвовали две фигу­ры для ослабления позиции черного короля. Следующей жертвой они удаляют еще одну защищающую фи­гуру и быстро приводят игру к развязке: 32.Лf1 : f6!     Се7 : f6       33. ФhЗ— h7+     Kpg8— f8      34.Ла1—e1 (с угрозой Фh8х) 34. . . Cf6—е5     35. Фh7—h8+    Kpf8—е7     36.Фh8 : g7+ Кре7—d6      37.Фg7 : e5+    Kpd6—d7 38.Фе5—f5+    Kpd7—с6         39.d4— d5+   Kpc6—c5        40. Cb2—a3+ Kpc5 : c4   41.Фf5—e4+ Kpc4—c3     42.Ca3—b4+    КрсЗ—b2      43.Фе4—b1x.

Случаи проведения подобных атак на недостаточно защищенного ко­роля весьма многочисленны. Не­редки и жертвы фигур, сметающие последние препятствия. Эти жертвы, если вдуматься, не только не ослабляют ведущего атаку, а наобо­рот, дают ему перевес на решающем боевом участке, так как оставляют обороняющемуся еще меньше воз­можностей для защиты. Однако, жертвуя фигуру, необходимо точно рассчитывать все возможные послед­ствия.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Большая подвижность фигур в центре доски и ограниченная подвиж­ность их на крайних линиях застав­ляют признать особое значение в игре центральных полей и важность занятия их нашими фигурами.

Занятие центра, как мы вскоре убедимся на многочисленных при­мерах, позволяет применить разно­сторонние угрозы как против коро­левского, так и против ферзевого фланга.

В положениях на диаграммах 96, 155 и 159 сильную и решающую по­зицию в центре занимают кони (см. также позицию 185).

Очень активную позицию на d5 занимает белый король в положении на диаграмме 82. Вообще в конце партии, когда па доске остается мало фигур и королю не грозит непосред­ственная опасность, он оказывает значительное влияние на дальней­шее течение игры, и быстрейшее продвижение его к центру часто имеет решающее значение.

184. Ход белых

im 184a
im 184b
im 184c

Преимущество черных заключает­ся не только в лишней и к тому же проходной пешке а, но и в возмож­ности более быстрого занятия центра королем. Это заставляет белых вско­ре сложить оружие.

1.f2—f4    Kpf8—е7     2.Kpg1—f2    Кре7—d6          3.Kpf2—еЗ          Kpd6—с5.

Белым не удалось достичь поля d4, что при положении черного ко­роля на d6 позволило бы им еще бороться. После 4.g3—g4 Крс5—b4    5.KреЗ—d4    Сс4—bЗ    g4— g5   а5— а4 движение этой пешки решает судь­бу партии.

Централизация является одним из главнейших принципов игры. К вла­дению центром и занятию его сво­ими пешками и фигурами всегда следует стремиться, так как обычно это обеспечивает длительное пози­ционное преимущество. Заслужен­ный мастер П. А. Романовский опре­делил образно центр как «высоту, господствующую над местностью». Подробнее мы остановимся на зна­чении центра в дальнейшем.

ОВЛАДЕНИЕ 7-й (8-й) ГОРИЗОНТАЛЬЮ

Если геометрия шахматной доски определяет особое значение в игре центральных полей, то первоначаль­ное построение фигур на 1-й и 2-й горизонталях у белых, 7-й и 8-й горизонталях у черных подсказы­вает нам исключительную уязви­мость этих горизонталей при втор­жении на них в процессе игры не­приятельских тяжелых фигур — особенно ладей. На 7-й горизонтали обычно всегда остаются еще какие-то пешки (не все ведь продвигаются впе­ред), и действие вторгшейся сюда ладьи можно образно сравнить с рейдом танка по тылам противника. На 8-й горизонтали находится не­приятельский король — также бла­годарный объект для атаки, но, как правило, эта горизонталь (например седьмой) бывает достаточно за­щищена своими ладьями. Поэтому более распространенной стратегической целью является вторжение именно на 7-ю горизонталь (или соответственно — на 2-ю горизонталь; для простоты и единообразия теория обычно рассматривает все вопросы с точки зрения белых).

Хорошей иллюстрацией может слу­жить следующий пример:

185.

Все линии заполнены фигурами, открыта одна лишь вертикаль с. Белые занимают эту линию своими тяжелыми фигурами, чтобы по воз­можности вторгнуться на с7. Все пешки, правда, успели продвинуться с 7-й горизонтали, но здесь находятся югкие фигуры черных и король. Проследим, как белые методически, шаг за шагом, осуществляют свой план.

  1. Лa1 — c1    Лa8 — с8

Черные противопоставляют ладье с1 свою ладью, не уступая линии без борьбы.
2. КbЗ — а5    Сb7 — а8

Теперь белые разменивают одну ладью, так как могут занять верти­каль с второй ладьей.
3. Лс1 : с8     Фd8 : с8
4. Лf1 — c1  Фс8 — b8
5. Фе2 — с2 …

Окончательно завоевывая линию c, так как черные уже не могут противопоставить на с8 свои тяжелые фигуры.

  1. … Се7 — d8

Не позволяя белым занять пункт с7. Однако эта помеха легко устра­няется.

(Обратите внимание, какую пре­восходную позицию занимает цен­трализованный конь на d4.)
6. Ка5 — с6   Фb8 — b7
7. Кc6 : d8+     Лh8 : d8
8. Фс2 — с7
Цель достигнута.

  1. … Фb7 — b8

Черные не торопятся с разменом, ибо на месте белого ферзя появится ладья.

Белые используют момент пере­дышки, чтобы перемести своего без­деятельного слона; eЗ через f2 на b4;на этой прекрасной позиции слон решающим образом усилит атаку (со­гласованная игра всеми фигурами).

При этом следует еще учесть, что после размена чернопольного слона у черных стали слабы черные поля и действие слона белых по диа­гонали d8—Ь4 будет очень сильным.

  1. СеЗ — f2   Фb8 — b6

Безнадежная попытка помешать переводу слона, так как и продол­жение 10.Ch4 Ф : d4+ 11.Kph1 ввиду угрозы взятия на d8 и d7 сулит черным мало хорошего. Од­нако белые устраняют этот вариант и упрощают игру, вынуждая размен ферзей.

  1. Kd4 — f3    Фb6 : с7
  2. Лc1 : с7     Kpf7 — е8

Ввиду угрозы Ch4 черные забла­говременно защищают коня.

  1. Cf2 — h4   Лd8 — b8
  2. KfЗ — g5   Kd7 — f8
  3. Kg5 — f7 …

Теперь грозит мат двумя способа­ми: Лс7—е7х или Kf7—d6x.

  1. … Кf8 — d7
  2. Kf5 —d6+

с выигрышем фигуры, — логическое следствие занятия открытой вер­тикали с и последующего овладения 7-й горизонталью.

С исключительной силой продемон­стрировал грозное значение заня­тия 7-й горизонтали Ботвинник в следующей позиции:

186. Ботвинник-Эйве. Матч-турнир на первенств мира, 1948г.

im 186

Черные сыграли 21. . . f6, наме­реваясь продолжать с6—е5 и полу­чить сильные пешки в центре, но…

  1. Фd3 — g3!!!

im0

На турнире московских мастеров.

Слева—заслуженный мастер Ф. И. Дуз- Хотимирский, один из старейших со­ветских шахматистов; он был еще сорат­ником М. И. Чигорина. Наблюдает за игрой заслуженный мастер П. А. Рома­новскмй.

Красивая жертва, которую чер­ным приходится принимать, так как все равно ходу 23.Фg7 помешать нельзя.

  1. …              f6   :  е5
  2. Фg3-g7    Лb8-f8
  3. Лc1 — с7!   Фb6 : с7

Если 24. . . Фd6, то 25.Л : b7 d3     26. Лa7    Фd8     27.Ф : b7, и ввиду угро­зы шаха по диагонали черные без­защитны. Ход в тексте также не дает спасения.

  1. Фg7 : с7     Сb7 — d5
  2. Фс7 : е5

На З6-м ходу Эйве сдался.

Использование одновременного ослабления двух крайних горизон­талей показано в следующем при­мере:

187. Гоглидзе-Ботвнник, Москва, 1935г.

im 187

Здесь последовало: 26. . . Ла8— b8     27.Фb6—d6      Фе2 : f1+!     28.Kpg1 : f1 Лb8-b1+             29.Kpf1—e2         Лс8- c2x.

Число подобных примеров можно было бы легко увеличить, но уже и приведенные дают ясное представле­ние о позиционных и материальных выгодах вторжения на 7-ю и 8-ю горизонтали.

КОНЦЕНТРАЦИЯ СИЛ ПРОТИВ ВАЖНОГО ПУНКТА

Концентрацию сил против изолиро­ванной и отсталой пешки мы видели в позиции 81. Легко понять, что она стала возможной благодаря тому, что удалось обеспечить непо­движность пешки, которую белые набрали объектом атаки. Нелепо было бы сосредотачивать силы против подвижной фигуры, которая в любой момент может уйти.

Точно так же можно концентрировать силы против связанной фигуры, совершенно неподвижной, либо против защищающей фигуры, подвижность которой, как мы знаем, тоже ограниченна.

188.

im 188

Черные пользуются возможностью создания связки на е4 путем жертвы и последующей концентрацией сил против связанной фигуры выигрывают ее, оставаясь с лишней пешкой:

  1. .. Ле6 : е4    2.ЛеЗ : е4    Cd7—с6  3.Ла1—e1   f6 —f5 и т. д.

Концентрация иногда произво­дится не для овладения пунктом, а дли овладения линией, как было показано в примере 185.

Вообще же прием концентрации сил слишком прост я понятен, чтобы на нем стоило останавливаться по­дробнее.

ЗАВЛЕЧЕНИЕ И ОТВЛЕЧЕНИЕ ФИГУР

Идея отвлечения и завлечения не­приятельских фигур, по-видимому, столь же стара, как и сама шахмат­ная игра.

И позиции 189 конь с6 держит под ударом поле превращения пеш­ки. Отвлечение коня ходом 1.Кb5—d4+    Ке6 : d4 или уничтожение его, если черные предпочтут уйти коро­лем, решает судьбу партии.

В позиции 190 грозит b2—b1Ф. Белые играют 1.Ле5—b5!, мешая пре­вращению пешки и даже собираясь ее уничтожить. Вынужденный ответ 1.. . Кра6 : b5 означает завлечение черного короля на гибельную линию: 2.b6—b7    b2—b1Ф    З.b7— b8Ф+, и белые выигрывают ферзя двойным ударом.

189.                                        190.

im 189-190

191. Выигрыш (мат в 6 ходов)

im 191

  1. Кс7+ Крb8     2.Ка6+!     bа (2. . . Кра8    З.Крс8)    З.Фа8+!! (завлекая короля в угол) 3. . . Кр : а8   4. Крс7, и мат в два хода. (Составил В. Назаров, ученик 58-й школы, Нижний Тагил.)

Сочетание обоих мотивов (отвле­чение и завлечение) можно видеть в следующем примере:

192. Белые начинают и выигрывают

im 192

При нормальных обстоятельствах нельзя было бы увести белого короля от связанных пешек g4, b5, так как грозило бы продвижение их в ферзи. Однако здесь оказывается возможным создание более сильной угрозы.

После 1.Kpg3—f4 Кра8—b7 бе­лые играют 2.с4—с5!, отвлекая пеш­ку d6 и тем открывая диагональ для дальнейшего приближения своего короля (через е5 и d6). Не брать на с5 черные не могут, так как пешка немедленно пойдет дальше (с6+ Кра8 с7   Крb7 а8Ф+ Кр : а8 с8Фх). После 2. . d6 : с5       3.Kpf4—е5 g4—g3       4.Кре5—d6     g3—g2 белый король уже настолько близко, что возможна следующая комбинация:  5.а7—а8Ф+    Kpb7 : а8    6.Kpd6—с7  g2— g1Ф    7.b6—b7+   Кра8—а7    8.b7— b8Ф+     Кра7—а6     9.Фb8—b6х.

Надо отметить, что мат на b6 стал возможным лишь потому, что пешка с5 загораживает диагональ черного ферзя.

Таким образом, жертва пешки  1.с4—с5 преследовала цель не толь­ко отвлечения пешки d6 для откры­тия диагонали b2—b8, но и ее за­влечения на поле с5 для закрытия другой диагонали g1—а7.

Завлечение фигур может произ­водиться и с целью ограничения подвижности — например, чтобы дать «спертый» мат, как в примере 99.

Нападение на защищающие фи­гуры, нанесение двойного удара, от­крытие и запирание линий, ограничение подвижности неприятельских фигур — все это довольно частые цели типичных в шахматной игре приемов отвлечения и завлечения фигур.

В заключение приведем еще один пример, имеющий некоторое практи­ческое значение:

im 193

Ходом 1.Cd5 : е6 белые выигры­вают фигуру, так как отвлечение  1. . f7 : е6 ведет к мату посред­ством 2. Фg5 : g7x.

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОСТОРОННИХ УГРОЗ

Многие простые угрозы, например нападение на фигуру, часто не пред­ставляют опасности, так как у про­тивника обычно оказываются столь же простые средства защиты. По­этому план какого-нибудь маневра иногда строится на сочетании раз­личных угроз с тем, что если против­ник и спасется от одной угрозы, он станет жертвой другой. Разносто­ронняя угроза, конечно, оказы­вает значительно более сильное дей­ствие и, если ее удается осуществить, представляет собой один из губи­тельнейших приемов.

194. Левитинский-Фрейман, Вильна, 1912г.

im 194

Белые могут выиграть качество ходом 27.Сd2 : а5; однако они изби­рают ход 27.KfЗ—g5!, который дол­жен дать им больше выгод. В са­мим деле, с одной стороны, грозит Фd5 : f7+, с другой — bЗ—b4 с двойным ударом, так как отход коня с 3-й горизонтали очистил линию для ладьи g3.

Последняя угроза кажется черным серьезнее, так как они могут поте­рять ладью.

Поэтому черные играют 27. . . b5— b4, прикрывая ладью а5, блокируя пешку bЗ и даже создавая двойной удар по 5-й горизонтали на белые фигуры. Этот ход как будто лучше, чем 27. . . Cf6 : g5, ибо после 28. Фd5 : g5 черным надо было бы сдаваться из-за двойного удара на g7 и d8.

Однако на 27. . . b5—b4 по­следовало 28.Фd5 : f7+    Kpg8—h8    29.Фf7 : f6!!, снова создавая ряд угроз: мат на d8, либо Kg5—f7+ и чат на g7, если же 29. . . g7 : f6, то 30.Kg5—f7x. Черные сдались.

Приведем еще один пример раз­носторонней угрозы:

195. Левенфиш-Рюмин, Москва, 1936г.

В этой позиции ход белых, и по­средством 27.Kh5—f6b!   g7 :f6     28.е5 : f6 они могли создать решающую двойную угрозу: 29.Фg3f с матом на g7 или 29.Ф : f8b и 30.Л : d8x. Спастись одновременно от обеих угроз одним каким-нибудь ходом невозможно.

ВСКРЫТИЕ И ЗАПИРАНИЕ ЛИНИЙ

Вскрытие линий для своих фигур с целью повышения сферы их дей­ствия является одним из наиболее распространенных приемов в шах­матной игре. Наглядным примером использования открытой вертикали с была позиция 185. Вскрытие ли­ний имело место и в ряде других позиций (100, 144, 192 и др.). Во­обще без вскрытия линий редко обходится какая-либо партия. Мы встречались и с запиранием линий для фигур противника (с целью по­давления их действия) путем создавания разного рода заграждений (позиции 97, 98 и др.). Если мы все же возвращаемся к этому приему, то исключительно для того, чтобы лишний раз указать на огромное значение свободного действия фи­гур и подчеркнуть необходимость по­стоянного внимания к возможному повышению их боевой силы.

196. Чигорин-Поллок, Нью-Йорк, 1889г.
im 196a
im 196b
im 196c

У белых не хватает пешки; кроме того, их пешки на 4-й горизонтали атакованы ладьей с4. Если белые не используют сильного расположения своих фигур, противнику, быть мо­жет, удастся получить перевес.

Основной задачей для белых яв­ляется повышение силы действия своих ладей (остальные их фигуры стоят превосходно). Поэтому они атакуют противника в, казалось бы,

Грозит 33.ed, и черные вынуж­дены взять пешку е5.

Однако, каким бы способом они ее ни в шли, при этом обязательно открывается вертикаль для какой- нибудь из белых ладей.

32. …                         f6 : с5

В случае 32.de последовало бы 33.Лd8 К : е7 (если 33 . . . ЛеЗ, то выигрывает 4.е8Ф + Л : е8 35.Kd6+) 34.Ф : g7+ КреЗ      35.К : е7 с угрозой f4 — f5X .

После же хода в тексте белые вскрывают обе вертикали, используя противостояние своей ладьи и не­приятельского короля.

33. Kf5 : d6+!    Лс6 : d6
34. f4 : е5+       Лd6-f6
35. е7 — е8Ф+!     Kpf7 :   е8
36. Фg4-d7+     Кре8 — f8
37. е5 : f6 Сдался.

197. Ратнер-Констатинопольский, Киев, 1933г.
im 197

Черные вынуждают решающее вскрытие линий в позиции рокировки белых: 32. . . b4—bЗ! 33.а2 : bЗ (сразу проигрывает 33.К : е5 ввиду 33. . . . bа+  34.Kpc1 а1Ф+ и затем 35. . . de) . . 33. Лa1+! (используя идею завлечения с последующим уничтожением защищающей фигуры) 34. Кр : а1   К : с2+       35.Кра2 С : d3, и черные вскоре выиграли.

198. Керес-Микенас, Тбилиси, 1946г.

im 198

Здесь партию решил эффектный заключительный ход 29.Ка6 — с5! Черные сдались, так как на 29. . . dc следует 30.Л : d7, а в случае 29. . . bс вступает в действие дру­гая ладья путем З0. ЛаЗ.

199. Руденко-Игнатьева, Женское первенство СССР, 1947г.
im 199

Ход черных.

Черные энергично вскрывают ли­нии против белого короля и отвле­кают или уничтожают защищающие его фигуры: 32. . . К : е5! (чтобы на 33. de продолжать Ф : е5    Cf4 d4+ с победоносной атакой) 33.Cf4     g5! (в ответ на это нельзя 34.С : е5 из за КеЗх) 34.С : g5 Kd3! 35.Cf4 К : f4+    36.gt Ф : f4       37.KfЗ    ФgЗ+    38. Крf1   Кe3х.

Приведем теперь примеры запи­рания линий.

200. Копаев-Рагозин,
im 200

В распоряжении черных имеется ход Фg5—g2, однако в данный мо­мент белые еще могут ответить на это Фа4 : f4, после чего игра за­тянется. Поэтому черные сыграли 36. . Лb8—b4! После 37. СсЗ : b4 горизонталь для ферзя уже закрыта, и помеха устранена: 37. . . Фg5—g2   38. Kpe1-d1    Фg2—f3+ и мат сле­дующим ходом.

201. Левенфиш-Кан. Ленинград, 1934г.
im 201

Белые сыграли здесь 41.f2—f4!    Лf8 : f4 (принятие жертвы вынуж­дено, так как у коня нет удобных отступлений ввиду Се6) и затем ходом 42. Cg4 —f5! отрезали ладье возможность возвращения. После­довало 42. . . Лf4 : f5 (упорнее, хотя тоже не спасало, 42. . . g6) 43. Kd6 : f5 Kpg8—f7         44.Kf5— d6+, и черные, сдались ввиду неизбежного 45.Ле8 с выигрышем слона.

Если един из противников распо­лагает пешечным превосходством на фланге (например три пешки про­тив двух), то путем постепенного продвижения и размена он может получить проходную пешку (см. в дальнейшем схемы 261 и 262).

Другое дело, когда друг против друга стоят сплошные пешечные цепи — тогда пешка может сде­латься проходной лишь в результа­те «прорыва». Рассмотрите несколько характерных примеров:

202.                                                       203.
im 202-203
Ход белых

В позиции 202 следует 1. Cd2— а5! b6 : а5 (иначе Са5 : b6) 2.b5— b6  а7 : b6  З.а6—а7 с выигрышем.

В позиции 203 также возможен прорыв: 1.b5—b6! с7 : b6    2.а5— а6! b7 : а6      З.с5—с6 и т. д. Или: (1.b5—b6!)  а7 : b6     2.с5—с6! и т. д.

im 204
Ход белых

  1. f4-f5   e7-e6!    (если 1.  . . . g6-g5 : f5, то 2. e5-e6)      2. f5-f6  f7 : g6     3. f2-f4  (не будь у белых двух пешек на линии f, прорыв был бы невозмо­жен)   Кра8—b8    4.f4—f5 е6 : f5   5. е6—е6   Kрb8—с8    6.е6—е7, и пешка проходит в ферзи.

В одной партии, игранной Смы­словым белыми в 1937 году, полу­чилась следующая позиция (№ 205).

Белые эффектно форсировали про­рыв 1.b2—b4! а5 : b4     2.СеЗ : с5! b6 : с5 З.а4—а5 b4-b3  4.Кре4— d3 и вскоре выиграли.

205.

im 2

Турнир в Московском городском Доме пионеров. На переднем плане шахматист 1-й категории школьник В. Демин за партией с бывшим членом клуба юных шахматистов Я. Эстриным (получил в 1949 году звание мастера).

Возможны и другие цели прорыва, кроме получения проходной пешки, но с ними мы ознакомимся позднее.

ВЫИГРЫШ ТЕМПА И «ЦУГЦВАНГ»

Ходы играющих, как мы указывали раньше, могут преследовать самые разнообразные цели, которые и конечном счете сводятся к тому, чтобы выиграть, то есть дать мат неприятельскому королю, либо же предотвратить проигрыш, когда об­стоятельства складываются небла­гоприятно.

Ход — это право играющего пе­редвижением какой-либо фигуры приблизиться к поставленной себе цели. Если ход не удовлетворяет атому требованию, он плох или (в лучшем случае) бесполезен и озна­чает только потерю времени, или, как говорят шахматисты, «потерю темпа». Если противник сделал бес­полезный ход, он потерял, а мы выиграли темп. Выиграть темп мож­но, сделав целесообразный ход в ответ на бесполезный ход противника.

Нам уже встречался пример вы­игрыша темпа в результате того, что противник в начале партии вы­нуждался уйти атакованной фигу­рой, то-есть вторично сделать ею ход (стр. 61, после диагр. 166). Это повторное движение, бесполез­ное для противника, которое он выполнял, только спасаясь от угро­зы, мы использовали для того, чтобы сделать полезный ход — вве­сти в игру новую фигуру.

В позиции 156 («мельница») по­вторяющиеся открытые шахи вы­нуждают черных к бессмысленному (с точки зрения их интересов) хож­дению королем по двум полям — взад и вперед. Эти потерянные темпы белые используют, выигрывая каж­дым отходом ладьи новую фигуру или пешку.

Особый случай мы имели в позиции 89. Там белые, сделав подряд при хода ферзем, привели позицию к прежнему виду, но ход в ней был уже не за белыми, а за черными. Это объяснялось тем, что как раз при ходе черных данная позиция легко выигрывается. Белые явно потеряли ход, но темп они вы­играли, так как приблизились к своей основной цели, а это ведь главное. Таким образом, оказывает­ся, что можно выиграть темп, по­теряв ход, то есть передав его про­тивнику.

Из последнего примера видно, что право сделать ход — не всегда пре­имущество; иногда это бывает тя­желой обязанностью.

206. Ход черных.

В позиции 206 черный король, подчиняясь обязанности сделать ход, вынужден предоставить белому ко­ролю поле b7, что позволяет про­вести пешку.

207.

im 207

В позиции 207 белые играют 1. Kpd7— с7, вынуждая ход слоном а6. так как больше ходить нечем. Пос­ле этого следует 2.Cd5 : b7х.

Такое положение, когда обязан­ность сделать ход влечет за собой невыгодные последствия, называет­ся, как мы уже знаем, цугцвангом (см. диагр. 96).

Передача хода противнику с целью выигрыша темпа производится имен­но в положениях цугцванга.

208.

im 208

  1. с5—с6+ здесь не выигрывает. Конечно, если бы черные сделали ошибку 1. . . b7 : с6+?, белые могли бы выиграть, продолжая: Kpd5— с5 Kpd7— d8! З.Крс6—d6! (грозя продвижением b6—b7) 3. . . Kpd8— с8    4.Kpd6 : с6 и т. д. Это маневри­рование королей (борьба за оппози­цию) должно быть понятно, если вспомнить диаграммы 63—80.

Однако в ответ на 1.с5—с6+? чер­ные сыграют Kpd7—с8!    2.Kpd5 — d6 Крс8—b8! Теперь и З.с6 : b7 и   3. с6—с7+ ведет только к ничьей.

Другое дело, если бы ход был за черными. Тогда выигрыш был бы возможен, так как черные попали бы в цугцванг и им пришлось бы дать дорогу белому королю.

Выигрыш темпа (передача хода) здесь достигается характерным ма­неврированием короля в «треуголь­нике полей» d5—d4—е5. Маневри­рование же черного короля стеснено тем, что поле с7 для него недоступ­но, а отходить на линию е нельзя, так как нужно стеречь пешку b6, которая легко может сделаться про­ходной.

  1. Kpd5-e5     Kpd7 — с6

Нельзя 1. . . Kpd7—е7  из-за   2.с5 — сb b7 : с6    З.b6—b7 и т. д.

  1. Кре5 — d4    Кре6 —d7
  2. Kpd4 — d5

Цель достигнута: белые выиграли темп, так как в той же позиции ход теперь за черными.

Дальнейшие ходы отражают борь­бу за оппозицию. 3. . . Kpd7—е8    4. Kpd5—е6! (белые не сыграли 4. Kpd6, так как последовало бы Kpd8!; заняв так называемую «косую» оппозицию, они на ход черных Kpd8 ответят «прямой» оппозицией Kpd6)   5.. . Крс8—d8   Кре6—c8   6.К pd8— с8    6.Kpd6—е7   Крс8—b8    7.Кpе7— d7    Крb8—а8. Теперь 8.Kpd7 — c7? привело бы к пату. Наступил мо­мент, когда пешку b6 надо сделать проходной. 8.с5—е6! b7 : с6 (если 8 . . . Крb8, то    9.с7+ и затем мат)   9.  Kpd7—с7    с6—с5. Белые дают мат в три хода, как в позиции 192.

Этот пример хорошо разъясняет своеобразный прием выигрыша тем­па в положениях цугцванга.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПЛАНАМ ПРОТИВНИКА

На многих примерах мы показали некоторые тактические и стратеги­ческие идеи, встречающиеся чаще других. Знание их облегчает состав­ление общего или частного плана игры.

Конечно, все богатство и яр­кое разнообразие идей, таящихся в шахматной игре, не исчерпывается этим небольшим перечнем. Некоторые моменты будут еще освещены в дальнейшем, а многое станет понят­ным впоследствии, при изучении партий мастеров.

Важно усвоить то, что было по­казано. Лучший способ для этого — постараться применять свои пока непрочные знания на практике. Если первые шаги будут неудачны, сму­щаться этим, понятно, не следует.

Всегда нужно помнить, что шах­матная игра — прежде всего борь­ба.   Мы стараемся осуществить свои планы, но мы боремся при этом с ходами противника и с его планами. Противодействие планам против­ника — основной закон шахматной стратегии.

Почти все рассмотренные до сих пор позиции дают примеры такой борьбы. Казалось бы, всё это само собою разумеется. Однако на прак­тике перед нередки случаи, когда играю­щие, увлеченные собственными пла­нами, перестают считаться с плана­ми противника. Эго приводит к плохим последствиям.

209. Майзелис, 1921г.
im 209a
im 209b

Это положение заимствовано из турнирной партии, где игра продол­жалась так:    1.Kpf7—f6 Крb2—сЗ   2. Kpe6—d6    КрсЗ—d4    3.Kpd6—с6    Kpd4—е5    4.Крс6—b7    Кре5—d6    Крb7 : а7    Крс6— с7.   Здесь против­ники согласились на ничью, так как после 6.Кра7—а8   Крс7—с8 7.а6— а7   Крс8—с7 белым пат.

Идея этого окончания осталась не вскрытой играющими. При таком незначительном материале они и не помышляли о возможности борьбы и сделали свои последние ходы, так сказать, «для очистки совести». Меж­ду тем даже и в этом простом поло- выигрыш для белых, как показал впервые автор в 1921 году.

Легко убедиться, что иной за­щиты, кроме примененной в партии, у черных нет (идти через поля bЗ и b4 к пешке а6 бесполезно).

Но белые могут играть еще и по- другому. Они при всех обстоятель­ствах должны потратить 5 ходов на взятие пешки а7, но путь у белого короля может быть различный: по 7-й горизонтали, по 6-й, и даже имеется еще третий путь. Он-то и решает, так как позволяет про­вести свой план, одновременно ме­шая черному королю пробираться через d4, e5 на d6 и т. д.

Решение таково:     1.Kpf7—е6!   Крb2—сЗ     2.Кре6—d5!!, и вся си­стема защиты черных рушится. Они не могут сейчас пойти на d4 и поэтому теряют очень важный темп. Куда бы ни пошел черный король, белые сыграют   3.Kpd5—с6, затем 4.Крс6— b7 и т. д., легко выигрывая.

Этот марш короля, когда он как бы попутно оттесняет неприятельского короля от нужного ему поля, существенен в ряде окончания, где дело решается маневрированием королей.

НАЙДИТЕ РЕШЕНИЕ!

1.                                                                                      2.
im 3   im 4
Белые выигрывают                                                        Белые делают ничью