ФОРСИРУЮЩИЕ ХОДЫ

«Форсирующими» называются ходы особенной силы, заставляющие считаться с собой в первую очередь ввиду опасностей (угроз), которые они порождают. Угрозой является, например, нападение на короля (шах, угроза мата). Можно угрожать и выигрышем материала или занятием важного в каком-нибудь отношении поля. При этом нередко бывает, что возникшие для противника опасности не могут быть отражены любым ответным ходом. В большинстве случаев при форсирующих ходах возможны лишь определенные, немногочисленные, нередко единственные ответные ходы.

Если королю дан шах, выбор ответных ходов невелик: уйти от шаха, закрыться какой-нибудь фи­гурой, используя ее заградительную способность, взять нападающую фи- гуру — ничего другого нет. Защита от шаха подчас влечет за собой не­выгодные последствия. Так, напри­мер, отступление короля на сосед­нее поле может быть сопряжено для него с новыми опасностями. Закрыть­ся фигурой означает, как нам уже известно, связку этой фигуры, иногда очень опасную.

Бессознательно ощущая мощь это­го хода, начинающий никогда не преминет дать шах, как только пред­ставится возможность. Ведь так при­ятно распоряжаться событиями на шахматной доске!.. И король ведь— главный враг, подлежащий уничто­жению!

Однако шах, не связанный с по­следующим развитием игры, часто бывает столь же безопасен, как хо­лостой выстрел. Иногда он может оказаться даже вредным, если, на­пример, шах отгоняет короля на луч­шее поле или же своя фигура после шаха находится в плохой позиции.

125.                              126.

Шах — сильное тактическое сред­ство, если он является составной частью правильного маневра.

Серией шахов белые дали ориги­нальный мат в три хода: 44.Лd1— d6+!    Kpf6 : е5 45.Kg5—17+          Кре5— f5       46.g2—g4x.

128.                                        129.

im 128-129a

im 128-129b

im 128-129c

В позиции 128 ладья напала одно­временно на слона и коня. Уводя одну фигуру с шахом 1.Сс4—а6+ и вынуждая черных к отступлению королем, белые выгадывают время для защиты другой фигуры посред­ством 2.Кра1—b2.

Если бы в позиции 129 белый ферзь мог дать шах по линии h, тогда за шахом последовал бы мат на b7. Материальный перевес черных не позволяет медлить. Поэтому белые добиваются намеченной цели серией непрерывных шахов, жертвуя при этом ладью: 1. Лh1+    Kpg8     2. Лh8+!         Kp  :   h8            3. Фh1+            Kpg8             4. Фh7x.

im 130

В этой своеобразной позиции с четырьмя ферзями, случившейся в чемпионате города Таллина 1947 го­да, белый король находится в боль­шой опасности, так как он лишен пешечного прикрытия.

Однако белые спаслись при по­мощи типичного приема: 49.Фh8+!     Кр : h8      50.Лс8+   Kpg7 51.Фе5+     Лf6             52.Лg8+!        Кр : g8          53.Фе8+ Kpg7           54.Фh8+      Кр : b8, пат! Белые по­жертвовали все свои фигуры при непрерывных шахах.

Непрерывным шахом является и вечный шах — то-есть спасе­ние слабейшей стороны от грозя­щего проигрыша благодаря непре­рывному нападению на короля (см. диаграмму 124).

Очень часто целью серии шахов является занятие фигурой решающей позиции без предоставления против­нику времени для каких-либо за­щитительных ходов.

На диаграмме 131 показано окон­чание одного из этюдов А. А. Троиц­кого. После 1.а8Ф+   Фf8        2.Фа2+        Kph8 белые своеобразным «лестнич­ным» (ступенчатым) движением ферзя переводят его на d4:       З.Фb2+ Kpg8       4. ФbЗ+     Kph8    5. ФсЗ+       Kpg8     6.Фс4+ Kph8       7.Фd4+          Kpg8. Теперь хо­дом 8.Фd7 создается матовая сеть, из которой черным не спастись (грозит мат на b7, а при отходе чер­ного ферэя — на g7; шахов же у черных нет). Белого ферзя в этом примере удалось благодаря серии шахов как бы сразу перебросить с а8 на d7.

131. Белые начинают и выигрывают

im 131

Еще более сильное действие ока­зывает двойной шах — разно­видность открытого шаха (вспомните пояснения к диаграм­ме 17). Единственная защита от двой­ного шаха — бегство короля.

132. Задача-шутка

im 132

Эта задача наглядно иллюстри­рует громадную силу двойного шаха. Ступенчатым движением (через f2, f3, еЗ, е4 и т. д.) ладья при непрерыв­ных двойных шахах гонит короля на а7. После 10. Лb6—b7+ у черного короля выбор между 10. . . Кра7— a8 (c немедленным матом 11.Лb7— a7x) и 10. . Кра7—а8, что позво­ляет дать еще один двойной шах   11. Лb7—а7+ и затем 12.Лa7— а8 х. Неуклюжая ладья очень за­бавно прошла (как бы по диагонали) на а8.

В практической игре также воз­можен подобный маршрут ладьи.

133.

im 133

1.Л : f6     C : d1    2. Лg6+  Kph7   3. Лg7+     Kph8      4. Лh7+     Kpg8       5. Лh8x

134. Белые делают мат в 3 хода

im 134

Жертвой ферзя 1.Фd3—d8+   Кре8 : d8 белые завлекают черного короля под действие замаскированной ба­тареи; затем следует двойной шах

  1. Cd2—g5-H- Kpd8—е8 и З.Лd1 — d8x. Если 2. . , Крd8—с7, то 3. Cg5—d8 х .

Двойной шах не является един­ственной опасной разновидностью открытого шаха. Возможен еще та­кой случай, когда отходящая фи­гура нападает не на короля, а на другую фигуру. Получается одно­временное нападение, тем более опас­ное, что под ударом оказывается король. Перейдем к рассмотрению одновременных нападений.

ДВОЙНОЙ УДАР

Одновременное нападение на не­сколько фигур, в большинстве слу­чаев на д в е фигуры (почему такое нападение и получило название «двойного удара»), является одним из опаснейших ходов, решивших участь не одной шахматной партии.

Двойной удар может быть выполнен при соответствующих обстоятель­ствах любой фигурой. Понятно, наи­более разнообразные виды нападе­ний осуществляет ферзь, так как в его ходе сочетаются ходы всех фигур, за исключением коня. Вот типичные примеры:

135.                                  136.

im 135-138

Нападение короля на легкие фи­гуры в позиции 137 отличается от такого же нападения в позиции 135 тем, что здесь конь защищает слона. Спастись можно, защитив коня.

139.                                     140.

im 139-140

141.                                     142.

im 141-142

Нападение пешки на две фигуры, как в позиции 141, называется «вил­кой».

Характерный прием выигрыша фи­гуры посредством «вилки» встре­тился в партии мастера С. Бела- венца, игравшего в помещенной ниже позиции белыми.

143.

im 143

Здесь последовало 1.12—14, и, пы­таясь спастись от угрозы f4—f5, черные ответили 1. . . f6—f5. Однако после 2.g2—g4! им пришлось сдать­ся, так как фигуру спасти невоз­можно.

144. Чигорин-Шовальтер, Вена, 1898г.

im 144

В этой позиции вилка 41. f5-f6+ разрушила все оборонительное по­строение черных, вызвав перепле­тение всевозможных угроз. После 41. . Кр : f6   42. Фf5+     Kpg7   43.Л : g4+ черные сдались.

Одновременные нападения встре­чаются в очень разнообразных фор­мах. К ним относятся и такие слу­чаи, когда атакованные фигуры на­ходятся на одной прямой или диаго­нали (см. диаграммы 145—147).

145.                          146.                           147.

im 145-147

Особенной остротой отличается та­кое нападение, когда среди фигур, стоящих на одной линии, находится король, так как защита затрудняется связкой. Если же король стоит впереди, то неизбежна гибель не­защищенной фигуры, находящейся позади короля.

148.

im 148

Диаграмма 148 показывает типич­ный случай выигрыша ладьи на 7-й горизонтали.

149. Чеховер-Каспарян. Тбилиси, 1936г.

im 149

Ходом 34. . . Kf6 : е4 черные вы­играли пешку и разрушили пешеч­ную цепь противника, так как нель­зя 35.fe из-за связки, а на 35.Ф * е4 следует двойной удар 35. . . Cg6.

Понятно, что одновременное на­падение может производиться не только на фигуры, но и на какие- нибудь пункты (поля доски), занятие которых является почему-либо ре­шающим. Вот пример:

150. Чигорин-Яновский, Париж, 1900г.

im 150

Здесь один двойной удар немед­ленно сменяется другим. Сперва бе­лые при помощи вилки завлекают черного слона на f5: 26.f4—f5!   Cg4 : f5. Затем следует решающий двойной удар 27.ФсЗ—с6! с одно­временным нападением на слона f5 и на пункт f8 (грозит 28. Фf8x). Черные сдались.

151. Ход белых

im 151

Ладья а8 является для пешки а7 заграждением; если же она уйдет, пешка погибнет. Однако здесь воз­можно использование двойного уда­ра: 1.Ла8—b8! (с угрозой а7—а8Ф)

  1. . Ла5 : а7       2.Лh8—h7+ с вы­игрышем ладьи, как в диаграмме 148. Черные проигрывают и при нахож­дении короля на е7 или d7.

Если в позиции 151 ход черных, то после 1. . . Kpf7—g7 белые уже не могут выиграть.

152. Котов-Алаторцев, Москва, 1945г.

im 152

Осторожной игрой, например 81. g2—g3, белые еще могли бы посте­пенно реализовать (довести до по­беды) свое материальное преимуще­ство. Однако они сыграли поспешно

  1. g2—g4. Черные ответили 81. . . Ла5—а4+!, и после 82.Kpd4—еЗ (не
  2. Ф : а4? ввиду Лf4+) 82. . .Ла4 : g4 Фс6—d7+ Крf7—f6 против­ники согласились на ничью. Плохо было бы 81. . . Лf5—f4+      82.Kpd4— еЗ     Лf4 : g4 ввиду двойного удара
  3. Фd7+ (Фс7+) с выигрышем ладьи.

Примеры подобных двойных уда­ров не раз встретятся нам в даль­нейшем.

Сейчас мы остановимся еще на од­новременных нападениях, вызванных открытым шахом или вскрытым на­падением без шаха.

153.                                      154.

im 153-154

В схеме 153 белые сыграли f3 — f4+, сопровождая открытый шах нападением на слона е5.

Сходство открытого шаха со вскры­тым нападением показывает схе­ма 154. Здесь белые могут сыграть g2 : f3 с двойным нападением на легкие фигуры противника.

155. Люблинский-Батуринский. Москва, 1945г.

im 155

Ходом 22. . . Ке5— f3+! черные одновременно напали на короля и ладью.

На 23.g2 : f3 последовало 23. . . Фf6—g6+ (используя вскрывшуюся линию и нацеливаясь на ферзя c2).  24.Kpg—h1 Ke4-g3+ 25. h2 : g3   Фg6 : c2, и черные выиграли. Инте­ресное сочетание двойного удара со вскрытым нападением!

Открытый шах становится особен­но разрушительным орудием, когда он может повторяться многократно, как, например, в приводимой ниже позиции:

156.

im 156

Белые играют: 1.Лe7—g7+ Kpg8— h8 2.Лg7 : d7+ (не имеет значения, что ладья становится под удар обоих коней,— черным надо ведь уходить от шаха) 2. . . Kph8—g8         3.Лd7— g7+ Kpg8 —h8    4.Лg7 : с7+ и т. д.

Белые забирают таким способом все пешки ферзевого фланга, а в заключение отходят ладьей на b7, выигрывая еще коня bб. Подобный маневр (со своеобразными возврат­ными движениями ладьи по гори­зонтали) называется «мельницей»: белые «смололи» весь ферзевый фланг противника.

Сила двойных ударов настолько велика, что защита против них край­не затруднительна; во всяком слу­чае, она должна основываться на столь же острых ответных ходах. В позиции 128, например, спасе­ние стало возможным благодаря при­менению форсирующего хода — ша­ха (одна из фигур отступила с напа­дением на более ценную фигуру). На угрозу нужно отвечать контр­угрозой, как показывает следую­щий пример:

157. Ильин-Женевский-Левенфиш. Ленинград, 1936г.

im 157

Белый ферзь угрожает взять коня еЗ, а в случае его отступления без­защитным остается слон g4. Нужны сильные средства защиты. После­довало: 15. . . Фd7—d4!             16.   Сb5 : c6+   b7 : с6  17.Фе4 : d4 (после 17. Ф : с6+   Kpf7 сказалась бы гроз­ная позиция черных фигур) 17. . . КеЗ—сЗ+, и благодаря двойному удару черные отыграли ферзя.

ВЗЯТИЕ

Взятие фигуры также является форсирующим ходом, ибо вынуждает в большинстве случаев только одно продолжение — ответное взятие. Иногда на взятие можно ответить и двойным ударом или другим фор­сирующим ходом, но большей частью все же с той целью, чтобы отыграть потерянную фигуру, иначе партия может оказаться проигранной из-за материального перевеса противника.

Если при взятии мы отдаем фи­гуру за более слабую, это называется жертвой, как и в том случае, когда мы просто отдаем фигуру. В обоих случаях мы сознательно теряем что-то в материале ради получения преимущества в пози­ции.

Цели, которые преследуются жерт­вами, очень разнообразны; со мно­гими из них мы уже имели случай познакомиться в этой главе.

Если при взятии мы отдаем рав­ноценную фигуру, получается раз­ную цель он может преследовать?

Размен с целью простого умень­шения материала или, как говорят, упрощения позиции, нам уже встре­чался в начале этой главы. Такое упрощение, как правило, выгодно сильнейшей стороне.

Очень важно при размене не ухуд­шать своей позиции, в особенности пешечного расположения, так как недостатки в расположении пешек обычно непоправимы.

158.                                           158а.

im 158-158a

Если в позиции 158 черные допу­скают размен своего коня, они по­лучают расстроенное положение пе­шек (см. диагр. 158а). Пешки f6 и f7 сдвоены, что уменьшает их по­движность; лишенные защиты дру­гих пешек, они слабы.

Кроме ухудшения позиции пешек, размен вскрыл линию g против чер­ного короля, что может оказаться для него опасным. Доступным для неприятельских фигур стало также поле b6.

159. Ход белых

im 159

Искусным разменом белые (Нимцович) полностью расстроили пешечное расположение противника:  42. Лс5—с6+!   Kpd6—d7       43.h5 : g6!   h7 : g6   44.Kd4 : е6!   f7 : е6 (если . . Kpd7 : с6, тo 45.Ке6—d8+ с полным разменом фигур и легким выигрышем) 45.Ле6—с5 с последую­щим Лс5—g5 и т. д.

160.                                               161.

im 160-161

В позиции 160 размен 1.Cd3 : b5 Cd7 : b5 преследует цель открытия линии d для хода 2. Лd1 — d8 (двой­ной удар).

Наоборот, в позиции 161 цель размена 1.Cf3 : g4 или КеЗ : g4 в том, чтобы вынудить противника по­средством 1. . . h5 : g4 или 1. . . f5 : g4 запереть линию g, после чего прекратится давление черных на отсталую (и потому слабую) пешку g3. Черные вынуждены взять на g4 пешкой, так как, беря ладьей, те­ряют качество.

162.                                      163.

im 162-163

Мы уже знаем, что отвлечение или уничтожение защищающей фигуры часто оказывается решающим.

Например, в позиции 162 размен 1.СсЗ:а5 отвлекает защищающую фигуру (Сс7) от коня d6, который становится добычей ладьи.

Если бы ладья находилась не на d1, а на е7, могло бы последовать  1. Ле7 : с7+ (уничтожение защища­ющей фигуры) Крс8 : с7      2.СсЗ : а5+ с выгодным для белых разменом (две легкие фигуры за ладью).

Цель размена часто заключается в уничтожении особенно подвижных или опасных фигур противника.

В позиции 163, например, черные играют 1. . . Фf6 : b4, уничтожая наиболее опасную фигуру белых. После 2.Лh : b4 черные легко за­щищают пункт b7 посредством g7— g6 или b7—h6.

Особое место занимают размены, целью которых является выигрыш времени.

164.                                        165.

im 164-165

В позиции 164 ладья атаковала слона и коня одновременно. От этого двойного удара белых спасает размен 1.Сс4 : а6. Они уж взяли фи­гуру и могут поэтому отдать одну из своих; вторую же фигуру удастся увести или защитить. Выигрыш вре­мени здесь очевиден — совсем как в примере 128.

В позиции 165 белые хотят дать мат ладьей на е8. Если увести слона е4 на f3, черные успеют защититься (например, ходом b7—b6 они от кроют «отдушину» для короля). По­этому белые играют 1.Се4 : f5, от­крывая линию без потери времени.

166.

Если черные сыграют 1. . . а7 — а6, у белых нет времени для отступ­ления ладьей, так как грозит Сb8— а7. Невозможно и контрнападение

  1. Лb5—с5 из-за Фс7 : с5     3.Фf2 : с5      Сb8—а7 с выигрышем качества. Луч­шее средство не потерять здесь времени на отступление — размен:
  2. Лb5 : b7 Фс7 : b7, после чего бе­лые защищаются от угрозы Са7, от­водя короля или ферзя.

Если с самого начала черные играют 1. . . Лb7 : b5 2.Cd3 : b5 а7—а6 (с прежней угрозой Са7), то в распоряжении белых оказывается другой спасающий размен: З.Сb5:е8+; не будь при этом шаха, размен был бы бесполезен и белые ввиду угрозы Са7 потеряли бы слона b5.

Выигрыш времени как цель раз­мена встречается в практической партии иногда уже с первых ходов. Например: 1.е2—е4   d7—d5. После размена 2.е4 : d5   Фd8 : d5 белые выводят фигуру З.Кb1—сЗ, нападая при этом на ферзя и вынуждая его к отступлению, то-есть повторному движению. После же отхода ферзя белые развивают новую фигуру, опе­режая таким образом противника числом фигур, введенных в бой.

Другой пример: 1.е2—е4   е7—е5   2. d2—d4    d7—d Белые играют: 3. d4:e5    d6 : е5 4.Dd1 : d8+    Kpe8:d8, лишая черных права рокировки. В результате белые скорее, нежели черные, введут в игру свои фигуры (особенно ладьи) и получат больше шансов в последующей борьбе.

Таковы некоторые цели, преследуемые разменом. В других случаях при помощи разменов стремятся при­дать позиции определенный характер (открытый или замкнутый), достиг­нуть желательного соотношения бо­рющихся сил (например конь против слона, или наоборот; получение пре­имущества двух слонов), завладеть полями определенного цвета и т. п. Эти случаи более сложны, и мы на них останавливаться сейчас не будем.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЕШЕК

Превращение пешки в фигуру (ча­ще всего — в ферзя) является свое­образным видом выигрыша мате­риала и обычно настолько меняет со­отношение сил, что играющие часто сдают партию, признавая бесполез­ность дальнейшей борьбы, когда убеждаются, что никоим образом не могут задержать продвижение про­ходной пешки. Ввиду этого движе­ние проходной пешки, а иногда даже только угроза создания проходной пешки, является острым, форсирую­щим продолжением.

167. Чеховер-И.Рабинович. Ленинград, 1934г.

im 167

В этом положении черные вы­играли пешку неожиданным ходом  46. . Кс5 : bЗ! Плохо было бы в ответ на это 47.а2 : bЗ из-за а4—аЗ, и одна из черных пешек проходит в ферзи. Нельзя также Kd2 : bЗ из-за 47. .. а4 : bЗ 48.а2 : bЗ d3— d2; проходная пешка d, до размена тельно, неподвижная, получает сво­боду. Ввиду этого белые сыграли  47. Крf4—еЗ, примиряясь с потерей пешки.

Особенно сильно действует угроза превращения пешки, когда она со­четается с другими угрозами.

168. Лисицын-Рюмин Ленинград, 1934г.

im 168

Черные сыграли 64. . . d4—d3, чтобы после 65.Лd7 : d3 превратить пешку е в ферзя, пользуясь откры­тым шахом и стесненной; позицией белого короля: 65. . . еЗ—е2-+ 66. Kpg1—g2           Лf5—f2+             67.Kpg2—h1   Лf2—f1+ (черные овладели полем превращения пешки e1) 68.Kph1 —g2    e2—е1Ф. Белым приходится отда­вать ладью (69. Лe4 : e1    Лf1 : e1), оставляя черных с лишней фигурой.

Случаи необходимости превраще­ния пешки не в ферзя, а в другую фигуру, хотя и редки, все же встре­чаются в практической партии.

169.                             170.

im 169-170

Пешку необходимо превратить в ладью!

В позиции 169 выигрывает 1.f7— f8Л!, в то время как 1 .f7 —f8Ф? привело бы к пату. В позиции 170   2. g6 : f7    Kpg7 : h7    3. f7-f8Л! и т. д.

Следующий пример показывает не­обходимость превращения пешки в коня.

171.

im 171

Черные грозят сыграть Лe2—e1x; если же Фf5 : d3, то f2—f1Фх. Пра­вильно здесь: 1.с7—с8К+ Кре7—е8 (на Кре7—d8 последует Фf5 : d3+ и Kpd1 : е2) 2.Фf5—g6-f!    Кре8—f8 (ко­роль по-прежнему не может встать на линию d) 3.Фg6—f6+    Крf8—g8 (иначе белые дают мат на е7)    4. Кс8 — е7+    Kpg8 —h7        5.Фf6—g6+   Kph7—h8    6.Фg6—g8 или Фg6—h6x.

Уже рассмотренные примеры по­казывают, какое большое значение имеет проходная пешка. Для дви­жения проходной пешки следует выбирать подходящий момент, когда противник не может ее задержать или выиграть. Иногда продвижение выполняется с той целью, чтобы от­влечь неприятельские фигуры.

УГРОЗА

Поскольку взятие является фор­сирующим ходом, легко понять, что и простое нападение, то-есть одна только угроза взятия, также яв­ляется иногда форсирующим ходом, ибо оставляет противнику лишь вы­бор из небольшого количества за­щитительных ходов. Например, на­падение пешкой на фигуру, как и вообще нападение менее ценной фи­гуры на более ценную, почти всегда вызывает отступление более ценной фигурой, причем количество годных для отступления полей может быть очень ограниченно.

Конечно, в партии встречаются и другие угрозы, не только угроза взятия. Можно угрожать занятием важного поля, матом неприятель­скому королю, превращением пешки и т. п. Подобного рода угрозы, по­нятно, требуют защиты. Однако про­стая угроза, столь излюбленная на­чинающими, очень часто мало что дает. Мы напали на фигуру, она от­ступила, да возможно еще с напа­дением на нашу фигуру; мы грозим дать мат в один ход, но противник играет внимательно и легко отра­жает эту угрозу. Другое дело, когда ряд угроз сочетается между собой или угрозы непосредственно сле­дуют друг за другом.

Например, в позиции 172 черная пешка аЗ грозит превратиться в ферзя, и у белых как будто нет ни­какой возможности помешать этому.

Однако они начинают оперировать целой серией угроз, значение кото­рых вскоре становится понятным.

172. Этюд Л.И. Куббеля, 1922г.

Белые выигрывают.

  1. Кb8 — с6! Kpd5 : с6

Черные берут коня, так как на 1.. . аЗ—а2 последовал бы двойной удар 2.Ке6—b4+ (угроза!). Бесполезно и 1. Kpd5-c4 из-за 2. Ке6 : d4, и если Крс4 : d4, то  2. Ch4—f6+, овладевая полем пре­вращения пешки, а если 2. . . аЗ—а2, то Kd4—bЗ.

2. Сh4 — f6          Крс6 — d5

Белые угрожали взять на d4, поэтому черные защищают пешку. Нельзя было 2. . . Крс6—с5 из-за З.Сf6—e7+ с выигрышем пешки аЗ.

  1. d2 — d3! аЗ —а2

На непонятный как будто ход бе­лых черные отвечают движением пеш­ки в ферзи. Однако белые подгото­вили прекрасный маневр.

  1. с2 — с4+    Kpd5 — с5

Плохо было, конечно, 4. . . d4 : сЗ из-за 5.Cf6 : сЗ, и пешка а2 оста­новлена. Ход 4. . . Kpd5—с5 кажет­ся вполне естественным. Однако следует неожиданная развязка.

  1. Краб — b7!

На 5. . . а2—а1Ф последует 6. Cf6—е7х. Эта последняя угроза, наличие которой трудно было пред­положить при таком небольшом коли­честве фигур на доске, оказывается решающей. Черные вынуждены от­ступить королем, после чего ход 6.Cf6 : d4 останавливает пешку, и белые легко выигрывают.

Конечно, этот пример ни в ма­лейшей мере не исчерпывает громад­ного разнообразия угроз. Со мно­гими видами угроз мы встречались раньше, а еще больше встретим их в дальнейшем. Сущность любой шах­матной партии — создавание и от­ражение всякого рода угроз. Здесь важно было лишь отметить, что угрозы являются форейрующими хо­дами, вынуждающими противника к немногим защитительным продол­жениям.

im

Чемпион Литовской ССР мастер В. Микепас проводит сеанс одновременной игры в шахматном клубе города Вильнюса