«Форсирующими» называются ходы особенной силы, заставляющие считаться с собой в первую очередь ввиду опасностей (угроз), которые они порождают. Угрозой является, например, нападение на короля (шах, угроза мата). Можно угрожать и выигрышем материала или занятием важного в каком-нибудь отношении поля. При этом нередко бывает, что возникшие для противника опасности не могут быть отражены любым ответным ходом. В большинстве случаев при форсирующих ходах возможны лишь определенные, немногочисленные, нередко единственные ответные ходы.
Если королю дан шах, выбор ответных ходов невелик: уйти от шаха, закрыться какой-нибудь фигурой, используя ее заградительную способность, взять нападающую фи- гуру — ничего другого нет. Защита от шаха подчас влечет за собой невыгодные последствия. Так, например, отступление короля на соседнее поле может быть сопряжено для него с новыми опасностями. Закрыться фигурой означает, как нам уже известно, связку этой фигуры, иногда очень опасную.
Бессознательно ощущая мощь этого хода, начинающий никогда не преминет дать шах, как только представится возможность. Ведь так приятно распоряжаться событиями на шахматной доске!.. И король ведь— главный враг, подлежащий уничтожению!
Однако шах, не связанный с последующим развитием игры, часто бывает столь же безопасен, как холостой выстрел. Иногда он может оказаться даже вредным, если, например, шах отгоняет короля на лучшее поле или же своя фигура после шаха находится в плохой позиции.
125. 126.
Шах — сильное тактическое средство, если он является составной частью правильного маневра.
Серией шахов белые дали оригинальный мат в три хода: 44.Лd1— d6+! Kpf6 : е5 45.Kg5—17+ Кре5— f5 46.g2—g4x.
128. 129.
В позиции 128 ладья напала одновременно на слона и коня. Уводя одну фигуру с шахом 1.Сс4—а6+ и вынуждая черных к отступлению королем, белые выгадывают время для защиты другой фигуры посредством 2.Кра1—b2.
Если бы в позиции 129 белый ферзь мог дать шах по линии h, тогда за шахом последовал бы мат на b7. Материальный перевес черных не позволяет медлить. Поэтому белые добиваются намеченной цели серией непрерывных шахов, жертвуя при этом ладью: 1. Лh1+ Kpg8 2. Лh8+! Kp : h8 3. Фh1+ Kpg8 4. Фh7x.
В этой своеобразной позиции с четырьмя ферзями, случившейся в чемпионате города Таллина 1947 года, белый король находится в большой опасности, так как он лишен пешечного прикрытия.
Однако белые спаслись при помощи типичного приема: 49.Фh8+! Кр : h8 50.Лс8+ Kpg7 51.Фе5+ Лf6 52.Лg8+! Кр : g8 53.Фе8+ Kpg7 54.Фh8+ Кр : b8, пат! Белые пожертвовали все свои фигуры при непрерывных шахах.
Непрерывным шахом является и вечный шах — то-есть спасение слабейшей стороны от грозящего проигрыша благодаря непрерывному нападению на короля (см. диаграмму 124).
Очень часто целью серии шахов является занятие фигурой решающей позиции без предоставления противнику времени для каких-либо защитительных ходов.
На диаграмме 131 показано окончание одного из этюдов А. А. Троицкого. После 1.а8Ф+ Фf8 2.Фа2+ Kph8 белые своеобразным «лестничным» (ступенчатым) движением ферзя переводят его на d4: З.Фb2+ Kpg8 4. ФbЗ+ Kph8 5. ФсЗ+ Kpg8 6.Фс4+ Kph8 7.Фd4+ Kpg8. Теперь ходом 8.Фd7 создается матовая сеть, из которой черным не спастись (грозит мат на b7, а при отходе черного ферэя — на g7; шахов же у черных нет). Белого ферзя в этом примере удалось благодаря серии шахов как бы сразу перебросить с а8 на d7.
131. Белые начинают и выигрывают
Еще более сильное действие оказывает двойной шах — разновидность открытого шаха (вспомните пояснения к диаграмме 17). Единственная защита от двойного шаха — бегство короля.
132. Задача-шутка
Эта задача наглядно иллюстрирует громадную силу двойного шаха. Ступенчатым движением (через f2, f3, еЗ, е4 и т. д.) ладья при непрерывных двойных шахах гонит короля на а7. После 10. Лb6—b7+ у черного короля выбор между 10. . . Кра7— a8 (c немедленным матом 11.Лb7— a7x) и 10. . Кра7—а8, что позволяет дать еще один двойной шах 11. Лb7—а7+ и затем 12.Лa7— а8 х. Неуклюжая ладья очень забавно прошла (как бы по диагонали) на а8.
В практической игре также возможен подобный маршрут ладьи.
133.
1.Л : f6 C : d1 2. Лg6+ Kph7 3. Лg7+ Kph8 4. Лh7+ Kpg8 5. Лh8x
134. Белые делают мат в 3 хода
Жертвой ферзя 1.Фd3—d8+ Кре8 : d8 белые завлекают черного короля под действие замаскированной батареи; затем следует двойной шах
- Cd2—g5-H- Kpd8—е8 и З.Лd1 — d8x. Если 2. . , Крd8—с7, то 3. Cg5—d8 х .
Двойной шах не является единственной опасной разновидностью открытого шаха. Возможен еще такой случай, когда отходящая фигура нападает не на короля, а на другую фигуру. Получается одновременное нападение, тем более опасное, что под ударом оказывается король. Перейдем к рассмотрению одновременных нападений.
ДВОЙНОЙ УДАР
Одновременное нападение на несколько фигур, в большинстве случаев на д в е фигуры (почему такое нападение и получило название «двойного удара»), является одним из опаснейших ходов, решивших участь не одной шахматной партии.
Двойной удар может быть выполнен при соответствующих обстоятельствах любой фигурой. Понятно, наиболее разнообразные виды нападений осуществляет ферзь, так как в его ходе сочетаются ходы всех фигур, за исключением коня. Вот типичные примеры:
135. 136.
Нападение короля на легкие фигуры в позиции 137 отличается от такого же нападения в позиции 135 тем, что здесь конь защищает слона. Спастись можно, защитив коня.
139. 140.
141. 142.
Нападение пешки на две фигуры, как в позиции 141, называется «вилкой».
Характерный прием выигрыша фигуры посредством «вилки» встретился в партии мастера С. Бела- венца, игравшего в помещенной ниже позиции белыми.
143.
Здесь последовало 1.12—14, и, пытаясь спастись от угрозы f4—f5, черные ответили 1. . . f6—f5. Однако после 2.g2—g4! им пришлось сдаться, так как фигуру спасти невозможно.
144. Чигорин-Шовальтер, Вена, 1898г.
В этой позиции вилка 41. f5-f6+ разрушила все оборонительное построение черных, вызвав переплетение всевозможных угроз. После 41. . Кр : f6 42. Фf5+ Kpg7 43.Л : g4+ черные сдались.
Одновременные нападения встречаются в очень разнообразных формах. К ним относятся и такие случаи, когда атакованные фигуры находятся на одной прямой или диагонали (см. диаграммы 145—147).
145. 146. 147.
Особенной остротой отличается такое нападение, когда среди фигур, стоящих на одной линии, находится король, так как защита затрудняется связкой. Если же король стоит впереди, то неизбежна гибель незащищенной фигуры, находящейся позади короля.
148.
Диаграмма 148 показывает типичный случай выигрыша ладьи на 7-й горизонтали.
149. Чеховер-Каспарян. Тбилиси, 1936г.
Ходом 34. . . Kf6 : е4 черные выиграли пешку и разрушили пешечную цепь противника, так как нельзя 35.fe из-за связки, а на 35.Ф * е4 следует двойной удар 35. . . Cg6.
Понятно, что одновременное нападение может производиться не только на фигуры, но и на какие- нибудь пункты (поля доски), занятие которых является почему-либо решающим. Вот пример:
150. Чигорин-Яновский, Париж, 1900г.
Здесь один двойной удар немедленно сменяется другим. Сперва белые при помощи вилки завлекают черного слона на f5: 26.f4—f5! Cg4 : f5. Затем следует решающий двойной удар 27.ФсЗ—с6! с одновременным нападением на слона f5 и на пункт f8 (грозит 28. Фf8x). Черные сдались.
151. Ход белых
Ладья а8 является для пешки а7 заграждением; если же она уйдет, пешка погибнет. Однако здесь возможно использование двойного удара: 1.Ла8—b8! (с угрозой а7—а8Ф)
- . Ла5 : а7 2.Лh8—h7+ с выигрышем ладьи, как в диаграмме 148. Черные проигрывают и при нахождении короля на е7 или d7.
Если в позиции 151 ход черных, то после 1. . . Kpf7—g7 белые уже не могут выиграть.
152. Котов-Алаторцев, Москва, 1945г.
Осторожной игрой, например 81. g2—g3, белые еще могли бы постепенно реализовать (довести до победы) свое материальное преимущество. Однако они сыграли поспешно
- g2—g4. Черные ответили 81. . . Ла5—а4+!, и после 82.Kpd4—еЗ (не
- Ф : а4? ввиду Лf4+) 82. . .Ла4 : g4 Фс6—d7+ Крf7—f6 противники согласились на ничью. Плохо было бы 81. . . Лf5—f4+ 82.Kpd4— еЗ Лf4 : g4 ввиду двойного удара
- Фd7+ (Фс7+) с выигрышем ладьи.
Примеры подобных двойных ударов не раз встретятся нам в дальнейшем.
Сейчас мы остановимся еще на одновременных нападениях, вызванных открытым шахом или вскрытым нападением без шаха.
153. 154.
В схеме 153 белые сыграли f3 — f4+, сопровождая открытый шах нападением на слона е5.
Сходство открытого шаха со вскрытым нападением показывает схема 154. Здесь белые могут сыграть g2 : f3 с двойным нападением на легкие фигуры противника.
155. Люблинский-Батуринский. Москва, 1945г.
Ходом 22. . . Ке5— f3+! черные одновременно напали на короля и ладью.
На 23.g2 : f3 последовало 23. . . Фf6—g6+ (используя вскрывшуюся линию и нацеливаясь на ферзя c2). 24.Kpg—h1 Ke4-g3+ 25. h2 : g3 Фg6 : c2, и черные выиграли. Интересное сочетание двойного удара со вскрытым нападением!
Открытый шах становится особенно разрушительным орудием, когда он может повторяться многократно, как, например, в приводимой ниже позиции:
156.
Белые играют: 1.Лe7—g7+ Kpg8— h8 2.Лg7 : d7+ (не имеет значения, что ладья становится под удар обоих коней,— черным надо ведь уходить от шаха) 2. . . Kph8—g8 3.Лd7— g7+ Kpg8 —h8 4.Лg7 : с7+ и т. д.
Белые забирают таким способом все пешки ферзевого фланга, а в заключение отходят ладьей на b7, выигрывая еще коня bб. Подобный маневр (со своеобразными возвратными движениями ладьи по горизонтали) называется «мельницей»: белые «смололи» весь ферзевый фланг противника.
Сила двойных ударов настолько велика, что защита против них крайне затруднительна; во всяком случае, она должна основываться на столь же острых ответных ходах. В позиции 128, например, спасение стало возможным благодаря применению форсирующего хода — шаха (одна из фигур отступила с нападением на более ценную фигуру). На угрозу нужно отвечать контругрозой, как показывает следующий пример:
157. Ильин-Женевский-Левенфиш. Ленинград, 1936г.
Белый ферзь угрожает взять коня еЗ, а в случае его отступления беззащитным остается слон g4. Нужны сильные средства защиты. Последовало: 15. . . Фd7—d4! 16. Сb5 : c6+ b7 : с6 17.Фе4 : d4 (после 17. Ф : с6+ Kpf7 сказалась бы грозная позиция черных фигур) 17. . . КеЗ—сЗ+, и благодаря двойному удару черные отыграли ферзя.
ВЗЯТИЕ
Взятие фигуры также является форсирующим ходом, ибо вынуждает в большинстве случаев только одно продолжение — ответное взятие. Иногда на взятие можно ответить и двойным ударом или другим форсирующим ходом, но большей частью все же с той целью, чтобы отыграть потерянную фигуру, иначе партия может оказаться проигранной из-за материального перевеса противника.
Если при взятии мы отдаем фигуру за более слабую, это называется жертвой, как и в том случае, когда мы просто отдаем фигуру. В обоих случаях мы сознательно теряем что-то в материале ради получения преимущества в позиции.
Цели, которые преследуются жертвами, очень разнообразны; со многими из них мы уже имели случай познакомиться в этой главе.
Если при взятии мы отдаем равноценную фигуру, получается разную цель он может преследовать?
Размен с целью простого уменьшения материала или, как говорят, упрощения позиции, нам уже встречался в начале этой главы. Такое упрощение, как правило, выгодно сильнейшей стороне.
Очень важно при размене не ухудшать своей позиции, в особенности пешечного расположения, так как недостатки в расположении пешек обычно непоправимы.
158. 158а.
Если в позиции 158 черные допускают размен своего коня, они получают расстроенное положение пешек (см. диагр. 158а). Пешки f6 и f7 сдвоены, что уменьшает их подвижность; лишенные защиты других пешек, они слабы.
Кроме ухудшения позиции пешек, размен вскрыл линию g против черного короля, что может оказаться для него опасным. Доступным для неприятельских фигур стало также поле b6.
159. Ход белых
Искусным разменом белые (Нимцович) полностью расстроили пешечное расположение противника: 42. Лс5—с6+! Kpd6—d7 43.h5 : g6! h7 : g6 44.Kd4 : е6! f7 : е6 (если . . Kpd7 : с6, тo 45.Ке6—d8+ с полным разменом фигур и легким выигрышем) 45.Ле6—с5 с последующим Лс5—g5 и т. д.
160. 161.
В позиции 160 размен 1.Cd3 : b5 Cd7 : b5 преследует цель открытия линии d для хода 2. Лd1 — d8 (двойной удар).
Наоборот, в позиции 161 цель размена 1.Cf3 : g4 или КеЗ : g4 в том, чтобы вынудить противника посредством 1. . . h5 : g4 или 1. . . f5 : g4 запереть линию g, после чего прекратится давление черных на отсталую (и потому слабую) пешку g3. Черные вынуждены взять на g4 пешкой, так как, беря ладьей, теряют качество.
162. 163.
Мы уже знаем, что отвлечение или уничтожение защищающей фигуры часто оказывается решающим.
Например, в позиции 162 размен 1.СсЗ:а5 отвлекает защищающую фигуру (Сс7) от коня d6, который становится добычей ладьи.
Если бы ладья находилась не на d1, а на е7, могло бы последовать 1. Ле7 : с7+ (уничтожение защищающей фигуры) Крс8 : с7 2.СсЗ : а5+ с выгодным для белых разменом (две легкие фигуры за ладью).
Цель размена часто заключается в уничтожении особенно подвижных или опасных фигур противника.
В позиции 163, например, черные играют 1. . . Фf6 : b4, уничтожая наиболее опасную фигуру белых. После 2.Лh : b4 черные легко защищают пункт b7 посредством g7— g6 или b7—h6.
Особое место занимают размены, целью которых является выигрыш времени.
164. 165.
В позиции 164 ладья атаковала слона и коня одновременно. От этого двойного удара белых спасает размен 1.Сс4 : а6. Они уж взяли фигуру и могут поэтому отдать одну из своих; вторую же фигуру удастся увести или защитить. Выигрыш времени здесь очевиден — совсем как в примере 128.
В позиции 165 белые хотят дать мат ладьей на е8. Если увести слона е4 на f3, черные успеют защититься (например, ходом b7—b6 они от кроют «отдушину» для короля). Поэтому белые играют 1.Се4 : f5, открывая линию без потери времени.
166.
Если черные сыграют 1. . . а7 — а6, у белых нет времени для отступления ладьей, так как грозит Сb8— а7. Невозможно и контрнападение
- Лb5—с5 из-за Фс7 : с5 3.Фf2 : с5 Сb8—а7 с выигрышем качества. Лучшее средство не потерять здесь времени на отступление — размен:
- Лb5 : b7 Фс7 : b7, после чего белые защищаются от угрозы Са7, отводя короля или ферзя.
Если с самого начала черные играют 1. . . Лb7 : b5 2.Cd3 : b5 а7—а6 (с прежней угрозой Са7), то в распоряжении белых оказывается другой спасающий размен: З.Сb5:е8+; не будь при этом шаха, размен был бы бесполезен и белые ввиду угрозы Са7 потеряли бы слона b5.
Выигрыш времени как цель размена встречается в практической партии иногда уже с первых ходов. Например: 1.е2—е4 d7—d5. После размена 2.е4 : d5 Фd8 : d5 белые выводят фигуру З.Кb1—сЗ, нападая при этом на ферзя и вынуждая его к отступлению, то-есть повторному движению. После же отхода ферзя белые развивают новую фигуру, опережая таким образом противника числом фигур, введенных в бой.
Другой пример: 1.е2—е4 е7—е5 2. d2—d4 d7—d Белые играют: 3. d4:e5 d6 : е5 4.Dd1 : d8+ Kpe8:d8, лишая черных права рокировки. В результате белые скорее, нежели черные, введут в игру свои фигуры (особенно ладьи) и получат больше шансов в последующей борьбе.
Таковы некоторые цели, преследуемые разменом. В других случаях при помощи разменов стремятся придать позиции определенный характер (открытый или замкнутый), достигнуть желательного соотношения борющихся сил (например конь против слона, или наоборот; получение преимущества двух слонов), завладеть полями определенного цвета и т. п. Эти случаи более сложны, и мы на них останавливаться сейчас не будем.
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЕШЕК
Превращение пешки в фигуру (чаще всего — в ферзя) является своеобразным видом выигрыша материала и обычно настолько меняет соотношение сил, что играющие часто сдают партию, признавая бесполезность дальнейшей борьбы, когда убеждаются, что никоим образом не могут задержать продвижение проходной пешки. Ввиду этого движение проходной пешки, а иногда даже только угроза создания проходной пешки, является острым, форсирующим продолжением.
167. Чеховер-И.Рабинович. Ленинград, 1934г.
В этом положении черные выиграли пешку неожиданным ходом 46. . Кс5 : bЗ! Плохо было бы в ответ на это 47.а2 : bЗ из-за а4—аЗ, и одна из черных пешек проходит в ферзи. Нельзя также Kd2 : bЗ из-за 47. .. а4 : bЗ 48.а2 : bЗ d3— d2; проходная пешка d, до размена тельно, неподвижная, получает свободу. Ввиду этого белые сыграли 47. Крf4—еЗ, примиряясь с потерей пешки.
Особенно сильно действует угроза превращения пешки, когда она сочетается с другими угрозами.
168. Лисицын-Рюмин Ленинград, 1934г.
Черные сыграли 64. . . d4—d3, чтобы после 65.Лd7 : d3 превратить пешку е в ферзя, пользуясь открытым шахом и стесненной; позицией белого короля: 65. . . еЗ—е2-+ 66. Kpg1—g2 Лf5—f2+ 67.Kpg2—h1 Лf2—f1+ (черные овладели полем превращения пешки e1) 68.Kph1 —g2 e2—е1Ф. Белым приходится отдавать ладью (69. Лe4 : e1 Лf1 : e1), оставляя черных с лишней фигурой.
Случаи необходимости превращения пешки не в ферзя, а в другую фигуру, хотя и редки, все же встречаются в практической партии.
169. 170.
Пешку необходимо превратить в ладью!
В позиции 169 выигрывает 1.f7— f8Л!, в то время как 1 .f7 —f8Ф? привело бы к пату. В позиции 170 2. g6 : f7 Kpg7 : h7 3. f7-f8Л! и т. д.
Следующий пример показывает необходимость превращения пешки в коня.
171.
Черные грозят сыграть Лe2—e1x; если же Фf5 : d3, то f2—f1Фх. Правильно здесь: 1.с7—с8К+ Кре7—е8 (на Кре7—d8 последует Фf5 : d3+ и Kpd1 : е2) 2.Фf5—g6-f! Кре8—f8 (король по-прежнему не может встать на линию d) 3.Фg6—f6+ Крf8—g8 (иначе белые дают мат на е7) 4. Кс8 — е7+ Kpg8 —h7 5.Фf6—g6+ Kph7—h8 6.Фg6—g8 или Фg6—h6x.
Уже рассмотренные примеры показывают, какое большое значение имеет проходная пешка. Для движения проходной пешки следует выбирать подходящий момент, когда противник не может ее задержать или выиграть. Иногда продвижение выполняется с той целью, чтобы отвлечь неприятельские фигуры.
УГРОЗА
Поскольку взятие является форсирующим ходом, легко понять, что и простое нападение, то-есть одна только угроза взятия, также является иногда форсирующим ходом, ибо оставляет противнику лишь выбор из небольшого количества защитительных ходов. Например, нападение пешкой на фигуру, как и вообще нападение менее ценной фигуры на более ценную, почти всегда вызывает отступление более ценной фигурой, причем количество годных для отступления полей может быть очень ограниченно.
Конечно, в партии встречаются и другие угрозы, не только угроза взятия. Можно угрожать занятием важного поля, матом неприятельскому королю, превращением пешки и т. п. Подобного рода угрозы, понятно, требуют защиты. Однако простая угроза, столь излюбленная начинающими, очень часто мало что дает. Мы напали на фигуру, она отступила, да возможно еще с нападением на нашу фигуру; мы грозим дать мат в один ход, но противник играет внимательно и легко отражает эту угрозу. Другое дело, когда ряд угроз сочетается между собой или угрозы непосредственно следуют друг за другом.
Например, в позиции 172 черная пешка аЗ грозит превратиться в ферзя, и у белых как будто нет никакой возможности помешать этому.
Однако они начинают оперировать целой серией угроз, значение которых вскоре становится понятным.
172. Этюд Л.И. Куббеля, 1922г.
Белые выигрывают.
- Кb8 — с6! Kpd5 : с6
Черные берут коня, так как на 1.. . аЗ—а2 последовал бы двойной удар 2.Ке6—b4+ (угроза!). Бесполезно и 1. Kpd5-c4 из-за 2. Ке6 : d4, и если Крс4 : d4, то 2. Ch4—f6+, овладевая полем превращения пешки, а если 2. . . аЗ—а2, то Kd4—bЗ.
2. Сh4 — f6 Крс6 — d5
Белые угрожали взять на d4, поэтому черные защищают пешку. Нельзя было 2. . . Крс6—с5 из-за З.Сf6—e7+ с выигрышем пешки аЗ.
- d2 — d3! аЗ —а2
На непонятный как будто ход белых черные отвечают движением пешки в ферзи. Однако белые подготовили прекрасный маневр.
- с2 — с4+ Kpd5 — с5
Плохо было, конечно, 4. . . d4 : сЗ из-за 5.Cf6 : сЗ, и пешка а2 остановлена. Ход 4. . . Kpd5—с5 кажется вполне естественным. Однако следует неожиданная развязка.
- Краб — b7!
На 5. . . а2—а1Ф последует 6. Cf6—е7х. Эта последняя угроза, наличие которой трудно было предположить при таком небольшом количестве фигур на доске, оказывается решающей. Черные вынуждены отступить королем, после чего ход 6.Cf6 : d4 останавливает пешку, и белые легко выигрывают.
Конечно, этот пример ни в малейшей мере не исчерпывает громадного разнообразия угроз. Со многими видами угроз мы встречались раньше, а еще больше встретим их в дальнейшем. Сущность любой шахматной партии — создавание и отражение всякого рода угроз. Здесь важно было лишь отметить, что угрозы являются форейрующими ходами, вынуждающими противника к немногим защитительным продолжениям.
Чемпион Литовской ССР мастер В. Микепас проводит сеанс одновременной игры в шахматном клубе города Вильнюса