ШАХМАТНАЯ ДОСКА И ФИГУРЫ. ЦЕЛЬ ИГРЫ

Шахматная доска кладется так, чтобы угловое поле с правой стороны каждого из играющих было белым.

«Армия» каждого из противников состоит из 8 пешек и 8 фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня). Силы противников численно равны и отличаются друг от друга лишь цветом. Независимо от вида окраски, их называют «белые» и «черные».

В печати фигуры и пешки обо­значают следующим образом:

Белые                                                    Черные

Король, сокращенно Кр
Ферзь, » Ф
Ладья, » Л
Слон, » с
Конь, » к
Пешка, » п
Сокращенное обозначение пешек приме­няется редко. Пешки (во множественном числе) мы будем обозначать «пп.».

В начале игры (партии) силы парт­неров располагаются друг против друга, как показано на рисунке 1 (изображение доски с фигурами на­зывается «диаграммой»).

Та половина доски (точнее — край­ние три вертикали), где вначале находятся короли, называется «ко­ролевским флангом», другая же — «ферзевым флангом».

Ферзевый фланг

Белые

Расстановку фигур в начальном положении, одинаковую для белых и черных, следует запомнить. В уг­лах ставятся ладьи, 8атем — кони и слоны, а посередине — короли и ферзи; при этом белый ферзь ста­вится на белое поле, черный — на черное, короли же ставятся на поля противоположного цвета.

Пешки часто различаются по той фигуре, впереди которой они стоят; например, ладейная пешка, коневая и т. д.

Фигуры, имеющие разные назва­ния, имеют и различные ходы. Фигу­ры можно перемещать на доске во все стороны, а пешки ходят только вперед.

У пешек имеются также другие особенности, с которыми мы вскоре ознакомимся. Однако в дальнейшем, когда нам придется говорить о фигу­рах и пешках вместе, мы будем называть их кратко «фигурами».

Цель игры заключается в том, чтобы привести неприятельского ко­роля к гибели — дать ему «мат». Подробнее об этом скажем позднее.