Шахматная доска кладется так, чтобы угловое поле с правой стороны каждого из играющих было белым.
«Армия» каждого из противников состоит из 8 пешек и 8 фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня). Силы противников численно равны и отличаются друг от друга лишь цветом. Независимо от вида окраски, их называют «белые» и «черные».
В печати фигуры и пешки обозначают следующим образом:
Белые Черные
Король, сокращенно | Кр | ||
Ферзь, » | Ф | ||
Ладья, » | Л | ||
Слон, » | с | ||
Конь, » | к | ||
Пешка, » | п |
Сокращенное обозначение пешек применяется редко. Пешки (во множественном числе) мы будем обозначать «пп.». |
В начале игры (партии) силы партнеров располагаются друг против друга, как показано на рисунке 1 (изображение доски с фигурами называется «диаграммой»).
Та половина доски (точнее — крайние три вертикали), где вначале находятся короли, называется «королевским флангом», другая же — «ферзевым флангом».
Ферзевый фланг
Белые
Расстановку фигур в начальном положении, одинаковую для белых и черных, следует запомнить. В углах ставятся ладьи, 8атем — кони и слоны, а посередине — короли и ферзи; при этом белый ферзь ставится на белое поле, черный — на черное, короли же ставятся на поля противоположного цвета.
Пешки часто различаются по той фигуре, впереди которой они стоят; например, ладейная пешка, коневая и т. д.
Фигуры, имеющие разные названия, имеют и различные ходы. Фигуры можно перемещать на доске во все стороны, а пешки ходят только вперед.
У пешек имеются также другие особенности, с которыми мы вскоре ознакомимся. Однако в дальнейшем, когда нам придется говорить о фигурах и пешках вместе, мы будем называть их кратко «фигурами».
Цель игры заключается в том, чтобы привести неприятельского короля к гибели — дать ему «мат». Подробнее об этом скажем позднее.