Содержание первой части книги составляли некоторые первоначальные сведения об основах стратегии и тактики шахматной игры. Мы ознакомились с ними на отдельных примерах, в которых расположение фигур было уже как бы готовым и большей частью достаточно ясно подсказывало нам те стратегические и тактические приемы, которые требовалось каждый раз применить, чтобы быстрее всего достичь конечной цели — выигрыша.
На практике же, разыгрывая шахматную партию, мы сами влияем на создание тех или иных позиций, ведя игру по устанавливаемым нами планам в соответствии с некоторыми общими принципами и законами шахматной борьбы. Об этом в предыдущих главах книги было сказано еще очень мало.
Задачей второй части книги и является ознакомление с принципами ведения борьбы в практической партии, с построением на основе этих принципов правильных планов игры, а наряду с этим дальнейшее изучение тактической силы фигур при их столкновениях в различной обстановке друг с другом.
Мы постепенно переходим, таким образом, к шахматной партии в целом, к практической борьбе за доской.
Как мы сейчас увидим, изучение шахматной партии целесообразнее всего проводить по отдельным характерным этапам, на которые она разделяется.
В шахматной партии различают три части: начало, середину и конец. Эти части (или фазы, стадии) партии называют также дебют, мительшпиль, эндшпиль.
Дебют — это первоначальное развитие сил, которые немедленно вступают в соприкосновение, а следовательно, и в борьбу друг с другом. Основная задача дебюта — это мобилизация фигур, предоставление им полей и линий, по которым они могли бы действовать как в интересах нападения, так и защиты. При этом, как мы увидим позднее, сразу же начинается борьба за обладание центром, важность которого уже подчеркивалась в предыдущих главах книги; начинается также обоюдное создавание и устранение всякого рода помех в развитии.
Еще шире развертывается обычно борьба в середине игры, если не говорить о сравнительно редких случаях, когда партия заканчивается из-за грубой ошибки одного из противников уже после нескольких ходов.
Если партия не решается в мительшииле, она переходит в стадию эндшпиля, где игра в результате разменов уже значительно упрощена.
Каждая из указанных фаз игры имеет свои характерные особенности. Дебют обычно считается более или менее законченным, когда выведены легкие фигуры и сделана рокировка. Существенным бывает сразу же после этого развитие ферзя для установления необходимой связи между ладьями, а также с той целью, чтобы ладьи можно было поставить в случае надобности на центральные вертикали или вертикаль с. По мере осуществления всего этого начинает постепенно и с нарастающей силой вступать в свои права мительшпиль. Наступление же эндшпиля характеризуется такой степенью размена фигур, при которой король, уже не прячась за пешечными укрытиями, может, если потребуется, принять активное участие в игре и посильно содействовать разрешению основной задачи, которая в эндшпиле обычно заключается в получении проходной пешки и проведении ее в ферзи.
Не всегда в практической партии обязательно бывают или поддаются четкому разграничению все три фазы. Случается, что какая-нибудь из первых двух фаз завершается очень быстро и бывает как бы затушевана или скомкана; если же взять последние две фазы, то иногда одна из них или даже обе отсутствуют.
Приведенные в начале книги короткие партии дают примеры быстрого разгрома уже в дебюте в результате каких-то серьезных ошибок.
329. Положение после 7-го хода белых
Рассмотрим теперь начало партии, известное в теории игры под названием «разменный вариант» испанской партии:
- е2—е4 е7—е5 2. Kg1—f3 Кb8—с6 З.Сf1—b5 а7—а6 4.Сb5 : с6 d7 : с6 5. d2—d4 е6 : d4 6. Фd1 : d4 Фd8 : d4 7. КfЗ : d4
Белые избирают иногда это начало с ранним разменом ферзей, когда хотят попытаться использовать в эндшпиле свое пешечное превосходство на королевском фланге (четыре пешки против трех), в то время как
пешечное расположение черных на ферзевом фланге несколько обесценено тем, что пешки на линии с сдвоены. Здесь нельзя считать, что партия уже перешла в эндшпиль, и рискованно было бы, например, для белых попытаться «сэкономить» ход на рокировку, чтобы быстрее централизовать короля. Черные после 7. . . Сс8—d7 рокируют в длинную сторону, благодаря чему их ладья сразу занимает открытую линию с?, и, обладая преимуществом двух слонов, могут начать опасную атаку на нерокировавшего белого короля. Позиция на диаграмме — это мительшпиль без ферзей, который может, правда, довольно быстро перейти в эндшпиль после некоторых дальнейших разменов, но это необязательно должно случиться. Примером может служить приводимая в дальнейшем позиция 453, где черные рокировали в короткую сторону и игра до конца носила характер мительшпиля.
В интересной партии Белавенец— Лисицын из X первенства СССР (Тбилиси, 1937), где после 1. d2— d4 Kg8—f6 2.Kg1—f3 d7—d5 3.c2—c4 Cc8—f5 4.Фd1—bЗ Kb8—с6 (чтобы на 5.Ф : b7 ответить 5. . . Cd7 6. КеЗ Лb8 7.Фа6 Кb4) 5.Кb1—сЗ черные, еще не закончив развития фигур, попытались проявить преждевременную активность путем 5. . . е7—е6 6.с4 : d5! Ке6—b4, последовало (и здесь уже не разграничишь, где кончился дебют и началась середина партии): 7.е2—е4!! Kf6 : е4 8. Cf1 — b5+ c7-c6 9. d5 : c6 b7 : c6 10. Kf3 : е5 Сf5—е6 11.Ке5 : е6! Фd8 —b6 (если 11. . . С: bЗ, то 12.К:b4+ Кре7 13.Кс6+) 12.Кс6 :b4+ Фb6 : b5 1З. ФbЗ : е6+ f7 : е6 14.КсЗ : b5 Cf8 : b4+ 15.Kpe1—е2 Кре8—d7, и у белых при двух лишних пешках легко выигранный эндшпиль.
Такие случаи, когда отдельные фазы партии бывают как бы скомканы или вовсе отсутствуют, встречаются на практике сравнительно редко. Нормально же в партии бывают все три фазы, и все они органически связаны между собой: последующее всегда логически вытекает из предыдущего, а совершающееся в данный момент влияет на то, что произойдет в дальнейшем.
Для ознакомления с характерными особенностями различных фаз партии естественнее всего, казалось бы, придерживаться того порядка, в каком они сменяют друг друга на практике: сперва дебют, затем мительшпиль, наконец эндшпиль. Однако с методической точки зрения это было бы не вполне правильно. Ведь наиболее обязывающей частью партии, дающей тон всему остальному, является как раз дебют. Самая сложная позиция на доске — это, несомненно, первоначальное расположение фигур, та позиция, которую они занимают перед началом игры; из этой исходной позиции возникают все остальные.
Решение любой задачи для нас значительно облегчается, когда мы точно знаем и ясно представляем себе конечную цель, к которой стремимся придти. Поэтому целесообразнее всего начинать изучение игры как раз с заключительной стадии ее, то-есть с эндшпиля. Концы игр, если сравнить их с другими фазами партии, легче всего поддаются изучению. Достаточные знания в этой области часто могут облегчить принятие правильного решения в середине игры, например когда встает вопрос, выгодно или невыгодно для нос перейти в эндшпиль.
Если, к примеру, у нас позиционное преимущество и мы ведем атаку, а при переходе в эндшпиль наше преимущество частично утратится и получающееся окончание выиграть невозможно, то совершенно ясно, что мы уклонимся от разменов и будем продолжать атаку.
Точно так же, разыгрывая дебют, мы часто будем оказываться перед менее трудными задачами, если будем знать те виды позиций в середине игры, которые для нас благоприятны или неблагоприятны, не говоря уже о том, что в дебюте нередко приходится задумываться даже и о характере будущего эндшпиля (в большинстве случаев это вопросы взаимного пешечного расположения). И в конце концов какой смысл в предшествующей хорошей игре, правильных маневрах, удачных комбинациях, которые дали нам материальное преимущество, если последнего мы как раз не умеем реализовать в эндшпиле и должны довольствоваться ничьей, когда был выигрыш?
Ввиду всех этих соображений мы сперва ознакомимся с концами игр— эндшпилем, затем перейдем к середине игры и лишь после этого займемся дебютами.
Конечно, мы не требуем от изучающего, чтобы он сперва основательно ознакомился со всем изложенным в этой книге, а затем лишь приступал к практической игре.
Наоборот, мы рекомендуем почаще испытывать свои силы и накопленные уже знания в борьбе за шахматной доской, а наряду с этим постепенно изучать следующие главы книги. Вы найдете здесь немало для себя поучительного, а ознакомившись с материалом и его расположением, сможете в дальнейшем пользоваться книгой как справочником, особенно в вопросах дебюта и эндшпиля.
Заканчивая эту короткую главу, которая является как бы вступлением ко второй части книги, мы советуем еще раз проверить, достаточно ли хорошо усвоен материал, помещенный в первой части книги.