ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭНДШПИЛЯ

С наступлением эндшпиля общий характер игры обычно резко ме­няется. Стремительные атаки на ко­роля, матовые угрозы, острые так­тические удары — все это уже в прошлом. Король не нуждается больше в постоянной защите своих фигур и может активно участвовать в игре. Не использовать его было бы даже неразумно: в ряде случаев это означало бы вести игру в неравных условиях, имея на фигуру меньше. В эндшпиле меняется также сила и значение пешек в связи с более лег­кой возможностью превращения в ферзя. Сила других фигур также воз­растает благодаря увеличению их подвижности и сферы действия. Особенную же активность начинают про­являть ладьи, ранее оперировавшие лишь по немногим открытым линиям.

В эндшпиле, этой своеобразной «малой» войне фигур, конечно, в полной мере сохраняют свою силу разъясненные ранее основные прин­ципы стратегии и тактики. Значение всех видов ограничения подвижно­сти и, с другой стороны, открытых линий для активного действия фи­гур в эндшпиле даже обостряется и подчас, в связи с общим уменьше­нием числа фигур, приобретает ре­шающее значение. Различного рода слабости в позиции также нередко сказываются в эндшпиле с большей резкостью.

Общие цели игры в эндшпиле остаются неизменными: реализация материального или позиционного пре­имущества, если оно уже имеется, или стремление достигнуть его, если оно отсутствует. Превращение пешки в ферзя — этот своеобразный вид выигрыша материала — является в эндшпиле основной и характерней­шей целью. Вокруг этого и разго­рается борьба, с этой целью пред­принимаются нападения на слабые пешки, организуются пешечные про­рывы. Используется весь арсенал средств, все типичные приемы: централизация фигур — особенно коро­ля и коня (для дальнобойных фи­гур — ладьи и слона — это имеет меньшее значение), ограничение по­движности неприятельских фигур и обеспечение наибольшей активности своим фигурам, а также такие ха­рактерные приемы, как выигрыш темпа, цугцванг, «треугольник по­лей», поля соответствия и т. д.[1].

Концы игр, несмотря на ограни­ченность остающегося на доске ма­териала и внешнюю простоту, содер­жат бесконечное разнообразие спе­цифических идей и разного рода тонкостей. Разыгрывание эндшпиля часто требует исключительной точно­сти, учета мельчайших особенностей позиции и учета каждого темпа. Нуж­но подчеркнуть, что самый характер мышления шахматиста в эндшпиле как бы меняется. Если в середине игры решающее значение имела так­тика — расчет конкретных вариан­тов, угроз, комбинаций, то в энд­шпиле преобладающее значение по­лучает стратегия — общий план до­стижения цели с соответствующей расстановкой фигур, и это лишь во вторую очередь уточняется конкрет­ным расчетом вариантов. Эндшпиль по природе своей позиционен. Если в середине игры многое зависит от фантазии играющих, то в эндшпиле на первый план выступает логика.

Нельзя, конечно, утверждать, что это справедливо для всех видов эндшпиля (в нем также встречаются исключительно острые позиции, ком­бинации и тактические удары), но в большинстве случаев это именно так. Комбинации же в концах игр часто носят особый, своеобразный харак­тер, ибо целью их не является, как обычно, мат или выигрыш материа­ла. В дальнейшем мы не раз сумеем убедиться в этом на ряде примеров (хотя бы на двух ближайших).

Нам уже знакомы случаи получе­ния проходной пешки путем прорыва.

[1] Перед тем как читать дальше, обя­зательно просмотрите все. что было ранее сказано об эндшпиле в первой части книги, особенно в главах «Цель игры», «Тактика и стратегия», «Техника расчета». Прочтите вновь о проведении пешек в ферзи о зна­чении отдаленной, а также защищенной проходной пешки, маневрировании королей и т. п. В дальнейшем изложении мы будем исходить из того, что все это уже известно.

Вот еще один интересный пример:

330. Зубарев — Григорьев, Ленинград, 1925г.

im 330

56. . . .     b6-b5

Ясно, что этот прорыв является единственным шансом черных. Но го, что следует далее, совершенно неожиданно и показывает, как точ­но должны рассчитываться такие простые, казалось бы, позиции.

  1. а4 : b5 + Кра6 — bЗ!!

Характерная для эндшпиля ком­бинация: черные не берут на b5. Цель этого на первый взгляд зага­дочного хода скоро станет понятной.

  1. Kpf7—е6   а5—а4!   bЗ : а!

В этом все дело. Взятие на а4 не сопровождается шахом, как было бы в том случае, если бы черный король находился на b5. Это позволяет чер­ным без потери темпа создать проход­ную и опередить белых в предстоящей гонке на быстрейшее получение ферзя (вспомните прием подсчета ходов).

  1. . . с5—-с4     60.f3—f4        d4—d3, и черные выиграли.

На 58-м ходу черные не играли с5—с4? ввиду 59.be а4    60.Kpd6! и    61. с5+, но они сыграли бы так в ответ на 58.f4 или Kpg8 (про­верьте!). Полезно разобрать и сле­дующий вариант: 58.Кре7! а4!    59.bа с4      60.f4 d3        61.cd cd      62.f5 d2      63.f6 6fФ    64.a5+ с последующим 65.f7. Как играть черным начиная с 64-го хода и каков будет результат?

В следующей позиции комбинация белых преследует цель получения двух связанных проходных пешек. Когда такие пешки близки к полям превращения, они оказываются силь­нее ладьи.

331. Попов-Загорянский. Москва, 1945г.

im 331

  1. Лg6!! с угрозой Л : b6—b8.

В партии было: 34. . . hg    35.h6 b4    36.b7 bс+ 3  7.Kpc1   Лаb2    38.Л : b2  cb+   39.Kpb1 Са4 40.Cd1 f3   41.b8Ф. Черные сдались.

Комбинации с жертвами в обоих примерах преследовали цель полу­чения позиционного преимущества, которое лишь в будущем обеспе­чит материальный выигрыш.

Чрезвычайно большое значение в эндшпиле имеет активное, атакую­щее расположение фигур по сравне­нию с пассивным, оборонительным у противника.

332.

Свобода действий черных скована необходимостью защиты слабых пе­шек с6 и b5. Легко увидеть, что чер­ные находятся в положении цуг­цванга: если бы ход был сейчас за ними, они сразу проиграли бы пар­тию (безнадежно для черных 1. . . Cf 7  2.С : с6 С : с4   3. Ce8!; см. в дальней­шем также позицию 335).

В таких случаях, как мы уже знаем, задача заключается в том, что­бы выиграть темп — передать ход противнику. Здесь выигрыш темпа достигается благодаря тому, что слон f3 располагает тремя полями для ма­неврирования (f3, g2, b1, слон же е8 — только двумя (d7, е8). После­дующая игра становится теперь лег­ко понятной:

1. Cg2 Cd7    2.Ch1 Се8 (к той же позиции привело бы и 1. . . Kpg6,  2. . . Крb6; других ходов королем у черных нет, так как они должны ведь оберегать и поле g5 от вторжения белого короля)  3.Cf3 (цель достиг­нута) 3. . . Cd7    4.С : b5   Сс8  5.Се8 Cb7   6.Фd7 Kpg6 (после потери пеш­ки черные снова оказываются в пас­сивной, оборонительной позиции; бе­лым остается только перевести сво­его короля на е5)  7.Kpg3 Kpf6 8. Kpf3 Kpg6   9.КреЗ Kpf6   10.Kpd4 Ca8   11. Cc8.  Черный слон в углу доски при отрезанном для него поле b7 «умерщвлен»; белые овладевают пунктом е5 и выигрывают.

Приведем родственный пример, ин­тересный для нас в двух отношениях: во-первых, он показывает, насколько облегчается игра, когда знаешь идею подобного рода окончаний; во-вторых, он показывает, что знания одной об­щей идеи еще недостаточно, так как ка­ждая позиция требует тщательного учета ее конкретных особенностей.

333. Ход белых

Игрой против одних только пешек (d5 и f5 белым ничего не добиться. Нужно создать у черных еще одну слабость — заставить пешку h6 про­двинуться на b5. Поэтому 1.h4 Cg6  2. Cc2  b5. Это вынуждено, так как после 2. . . Сh7    З.h5 черные либо теряют пешку f5, либо позволяют централизованному королю белых вторгнуться на с5 или е5. Теперь бесполезно было бы З. Сd1 ввиду . . Се8! Cf3 Gf7!, и очередь хода за белыми. Чтобы он оказался за черными, нужно играть тоньше, а именно: 3.Cd3!   Сb7   4.Сf1!, и белые выигрывают: 4. . . . Cg8   5.Се2! (или 4. . . Cg6   5.Cg2!) Сf7  6. Cf3 и т. д.

Уже в этих нескольких примерах четко отразились многие основные идеи, которые являются общими для всех видов эндшпиля, независимо от участвующего в борьбе материала.

Вместе с тем мы могли убедиться, что с каждым видом боевого материала в концах игр связаны свои особенности и типичные приемы, свои специфи­ческие идеи. Чем больше мы их узнаем, тем полнее мы овладеем ис­кусством разыгрывания эндшпиля.