С наступлением эндшпиля общий характер игры обычно резко меняется. Стремительные атаки на короля, матовые угрозы, острые тактические удары — все это уже в прошлом. Король не нуждается больше в постоянной защите своих фигур и может активно участвовать в игре. Не использовать его было бы даже неразумно: в ряде случаев это означало бы вести игру в неравных условиях, имея на фигуру меньше. В эндшпиле меняется также сила и значение пешек в связи с более легкой возможностью превращения в ферзя. Сила других фигур также возрастает благодаря увеличению их подвижности и сферы действия. Особенную же активность начинают проявлять ладьи, ранее оперировавшие лишь по немногим открытым линиям.
В эндшпиле, этой своеобразной «малой» войне фигур, конечно, в полной мере сохраняют свою силу разъясненные ранее основные принципы стратегии и тактики. Значение всех видов ограничения подвижности и, с другой стороны, открытых линий для активного действия фигур в эндшпиле даже обостряется и подчас, в связи с общим уменьшением числа фигур, приобретает решающее значение. Различного рода слабости в позиции также нередко сказываются в эндшпиле с большей резкостью.
Общие цели игры в эндшпиле остаются неизменными: реализация материального или позиционного преимущества, если оно уже имеется, или стремление достигнуть его, если оно отсутствует. Превращение пешки в ферзя — этот своеобразный вид выигрыша материала — является в эндшпиле основной и характернейшей целью. Вокруг этого и разгорается борьба, с этой целью предпринимаются нападения на слабые пешки, организуются пешечные прорывы. Используется весь арсенал средств, все типичные приемы: централизация фигур — особенно короля и коня (для дальнобойных фигур — ладьи и слона — это имеет меньшее значение), ограничение подвижности неприятельских фигур и обеспечение наибольшей активности своим фигурам, а также такие характерные приемы, как выигрыш темпа, цугцванг, «треугольник полей», поля соответствия и т. д.[1].
Концы игр, несмотря на ограниченность остающегося на доске материала и внешнюю простоту, содержат бесконечное разнообразие специфических идей и разного рода тонкостей. Разыгрывание эндшпиля часто требует исключительной точности, учета мельчайших особенностей позиции и учета каждого темпа. Нужно подчеркнуть, что самый характер мышления шахматиста в эндшпиле как бы меняется. Если в середине игры решающее значение имела тактика — расчет конкретных вариантов, угроз, комбинаций, то в эндшпиле преобладающее значение получает стратегия — общий план достижения цели с соответствующей расстановкой фигур, и это лишь во вторую очередь уточняется конкретным расчетом вариантов. Эндшпиль по природе своей позиционен. Если в середине игры многое зависит от фантазии играющих, то в эндшпиле на первый план выступает логика.
Нельзя, конечно, утверждать, что это справедливо для всех видов эндшпиля (в нем также встречаются исключительно острые позиции, комбинации и тактические удары), но в большинстве случаев это именно так. Комбинации же в концах игр часто носят особый, своеобразный характер, ибо целью их не является, как обычно, мат или выигрыш материала. В дальнейшем мы не раз сумеем убедиться в этом на ряде примеров (хотя бы на двух ближайших).
Нам уже знакомы случаи получения проходной пешки путем прорыва.
[1] Перед тем как читать дальше, обязательно просмотрите все. что было ранее сказано об эндшпиле в первой части книги, особенно в главах «Цель игры», «Тактика и стратегия», «Техника расчета». Прочтите вновь о проведении пешек в ферзи о значении отдаленной, а также защищенной проходной пешки, маневрировании королей и т. п. В дальнейшем изложении мы будем исходить из того, что все это уже известно.
Вот еще один интересный пример:
330. Зубарев — Григорьев, Ленинград, 1925г.
56. . . . b6-b5
Ясно, что этот прорыв является единственным шансом черных. Но го, что следует далее, совершенно неожиданно и показывает, как точно должны рассчитываться такие простые, казалось бы, позиции.
- а4 : b5 + Кра6 — bЗ!!
Характерная для эндшпиля комбинация: черные не берут на b5. Цель этого на первый взгляд загадочного хода скоро станет понятной.
- Kpf7—е6 а5—а4! bЗ : а!
В этом все дело. Взятие на а4 не сопровождается шахом, как было бы в том случае, если бы черный король находился на b5. Это позволяет черным без потери темпа создать проходную и опередить белых в предстоящей гонке на быстрейшее получение ферзя (вспомните прием подсчета ходов).
- . . с5—-с4 60.f3—f4 d4—d3, и черные выиграли.
На 58-м ходу черные не играли с5—с4? ввиду 59.be а4 60.Kpd6! и 61. с5+, но они сыграли бы так в ответ на 58.f4 или Kpg8 (проверьте!). Полезно разобрать и следующий вариант: 58.Кре7! а4! 59.bа с4 60.f4 d3 61.cd cd 62.f5 d2 63.f6 6fФ 64.a5+ с последующим 65.f7. Как играть черным начиная с 64-го хода и каков будет результат?
В следующей позиции комбинация белых преследует цель получения двух связанных проходных пешек. Когда такие пешки близки к полям превращения, они оказываются сильнее ладьи.
331. Попов-Загорянский. Москва, 1945г.
- Лg6!! с угрозой Л : b6—b8.
В партии было: 34. . . hg 35.h6 b4 36.b7 bс+ 3 7.Kpc1 Лаb2 38.Л : b2 cb+ 39.Kpb1 Са4 40.Cd1 f3 41.b8Ф. Черные сдались.
Комбинации с жертвами в обоих примерах преследовали цель получения позиционного преимущества, которое лишь в будущем обеспечит материальный выигрыш.
Чрезвычайно большое значение в эндшпиле имеет активное, атакующее расположение фигур по сравнению с пассивным, оборонительным у противника.
332.
Свобода действий черных скована необходимостью защиты слабых пешек с6 и b5. Легко увидеть, что черные находятся в положении цугцванга: если бы ход был сейчас за ними, они сразу проиграли бы партию (безнадежно для черных 1. . . Cf 7 2.С : с6 С : с4 3. Ce8!; см. в дальнейшем также позицию 335).
В таких случаях, как мы уже знаем, задача заключается в том, чтобы выиграть темп — передать ход противнику. Здесь выигрыш темпа достигается благодаря тому, что слон f3 располагает тремя полями для маневрирования (f3, g2, b1, слон же е8 — только двумя (d7, е8). Последующая игра становится теперь легко понятной:
1. Cg2 Cd7 2.Ch1 Се8 (к той же позиции привело бы и 1. . . Kpg6, 2. . . Крb6; других ходов королем у черных нет, так как они должны ведь оберегать и поле g5 от вторжения белого короля) 3.Cf3 (цель достигнута) 3. . . Cd7 4.С : b5 Сс8 5.Се8 Cb7 6.Фd7 Kpg6 (после потери пешки черные снова оказываются в пассивной, оборонительной позиции; белым остается только перевести своего короля на е5) 7.Kpg3 Kpf6 8. Kpf3 Kpg6 9.КреЗ Kpf6 10.Kpd4 Ca8 11. Cc8. Черный слон в углу доски при отрезанном для него поле b7 «умерщвлен»; белые овладевают пунктом е5 и выигрывают.
Приведем родственный пример, интересный для нас в двух отношениях: во-первых, он показывает, насколько облегчается игра, когда знаешь идею подобного рода окончаний; во-вторых, он показывает, что знания одной общей идеи еще недостаточно, так как каждая позиция требует тщательного учета ее конкретных особенностей.
333. Ход белых
Игрой против одних только пешек (d5 и f5 белым ничего не добиться. Нужно создать у черных еще одну слабость — заставить пешку h6 продвинуться на b5. Поэтому 1.h4 Cg6 2. Cc2 b5. Это вынуждено, так как после 2. . . Сh7 З.h5 черные либо теряют пешку f5, либо позволяют централизованному королю белых вторгнуться на с5 или е5. Теперь бесполезно было бы З. Сd1 ввиду . . Се8! Cf3 Gf7!, и очередь хода за белыми. Чтобы он оказался за черными, нужно играть тоньше, а именно: 3.Cd3! Сb7 4.Сf1!, и белые выигрывают: 4. . . . Cg8 5.Се2! (или 4. . . Cg6 5.Cg2!) Сf7 6. Cf3 и т. д.
Уже в этих нескольких примерах четко отразились многие основные идеи, которые являются общими для всех видов эндшпиля, независимо от участвующего в борьбе материала.
Вместе с тем мы могли убедиться, что с каждым видом боевого материала в концах игр связаны свои особенности и типичные приемы, свои специфические идеи. Чем больше мы их узнаем, тем полнее мы овладеем искусством разыгрывания эндшпиля.