Фигура должна быть активной, должна действовать: нападать, стеснять неприятельские фигуры, завоевывать их. Она должна быть п о д в и ж н о й. Всякое ограничение подвижности умаляет ее силу, делает ее слабой, в результате чего она иногда становится мишенью неприятельской атаки. Рассмотрим, в каких случаях подвижность фигур бывает ограничена.
ЗАГРАЖДЕНИЕ
Подвижность фигуры ограничивается другими фигурами, которые загораживают линии или занимают поля.
Ярким примером того, в какой степени заградительная способность фигур отзывается на их подвижности, является начальное положение (см. диаграмму 1), в котором линии для слонов, ферзя и ладей полностью заграждены.
98.
В позиции 98 белые перед началом решительных действий загораживают диагональ с8—ЬЗ, не допуская черного ферзя на g4 и вообще ограничивая его подвижность.
- е5—е6! f7 : е6 2.Лс6 : b6 с7—с6 З.Сb5 : с6 b7 : с6 4.Фа4—а6+ Крс8— с7 5.Фа6—b7х.
Заграждения влекут за собой стесненные позиции, в которых сила фигур, как правило, не может быть использована ни для нападения, ни для защиты.
Поэтому следует заботиться об открытых линиях, обеспечивающих свободную подвижность фигур.
Однако линии надо открывать, разумеется, для своих фигур, а не для неприятельских, как показывает хотя бы следующая рекордно короткая партия:
- f2 — f4 е7 — е6
- g2 — g4?? Фd8 — h4х
Белые необдуманно открыли опасную для короля диагональ e1—h4.
99.
Мат в 2 хода
Ограничение подвижности неприятельского короля часто создается атакующей стороной для достижения мата.
Играя 1.Фd5—g8-f!, белые вынуждают ответ Лf8 : g8, после чего 2. Kg5—f7 приводит к так называемому «спертому мату».
Если в позиции 99 снять с доски слона bЗ, а ладью f8 переставить на е8, то мат (в 4 хода) можно дать так:
- Kg5—f7+ Kph8—g8 2.Kf7—h6++ Kpg8—h8 (если 2. . . Kpf8, то 3. Фf7x) 3.Фd5—g8+! Лe8 : g8 4.Kh6—f7x.
Различного рода заграждения, a также возможность вскрытия для себя линий тонко использовали белые в следующей партии:
100. Чигорин — Давыдов. Петербург, 1974г.
Черный король очень стеснен, но белым нужно еще вскрыть линии, чтобы создать опасные угрозы. После жертвы качества 20.Ле1 : е5 d6 : е5 21. Фf4 : е5 грозит 22.Фd4+ с матом. Черные ответили 21. . . Сс8 : g4 (если бы они сыграли 21. . .Ce6, то белые по-другому использовали бы стесненное положение черного короля: 22. Фd4+ Крс8 23.С : е6+ fe 24. Фd7+ Крb8 25.Ф : е8+ Кс8 26. Kd7x). Последовало: 22.Фе5—d4+ Kpd8—с8 Сс4—е6+!! (теперь плохо 23. . . С : е6 из-за 24. Ф : b4, если же 23. . . fe, то черная пешка на е6 создала бы заграждение для собственного слона и белые дали бы мат в три хода: 24.Фd7+ и т. д.) 23. . . Kpc8—b8 24.Kf6-d7+ Kpb8— с8 25.Kd7—c5+ Крс8—b8 26.Кc5— а6+! b7 : а6, и белые использовали вскрытие вертикали b: 27Фd4—b4х.
101. Флор — Талуши. Таллин, 1945г.
Черные реализуют проходную пешку. . 34—с3 35.Лс1 : с2 (с угрозой мата посредством Лc8+) 35. . Cg7—b2!!, освобождая для короля поле g7 и загораживая пешку а2, за которую теперь приходится отдавать ладью. Белые сдались.
Значение заграждений забавно показывает следующая задача-шутка.
102.
Белые делают ничью
- Са4+ Кр : а4 (если 1. . . Крс4, то 2. СbЗ+, и король вынужден вернуться на b5; теперь же белые полностью запирают позицию) 2.b3+ Крb5 3.с4+ Крc6 4.d5+ Kpd7 5.е6+ Кр : d8 6.f5, и построение непроницаемой для черных стены закончено.
ОТРЕЗАНИЕ ПОЛЕЙ.
Подвижность фигуры ограниченна, когда поля, на которые она может встать, находятся под ударом.
103. Старинная задача.
Мат в 3 хода
Черные крайне стеснены: у короля отрезаны все поля, нельзя Сb1—а2 из-за К : с2х, пешки же заблокированы. Некоторой подвижностью обладает лишь слон b6. Белые играют 1.Kd4—е6, отнимая у слона все поля. Куда бы слон ни пошел, белые берут его, после чего следует 2. . . Cb 1—а2 и З.Кb4 : с2х.
104.
В позиции 103 конь отнимал все поля отступления у слона. Это довольно редкий случай. Он стал возможен потому, что одна из диагоналей слона была заграждена собственной пешкой. Как показывает диаграмма 104, слон легче справляется с задачей отрезания полей у коня.
Ограничение подвижности фигур из-за Недоступности полей и загроможденности линий играет громадную роль в любой шахматной партии. Иногда это приводит к катастрофическим последствиям.
105. Керес-Котов. Пярну, 1947г.
Здесь ферзь черных погибает в результате хода 20.Кс4 : е5!, так как у него отрезаны все поля отступления; если же 20. . . d6 : е5, то 21. Фd1—d8x.
Чемпионка СССР 1949 года О. Рубцова.
106. Ратнер-Флор. Киев, 1944г.
Своеобразное положение с обоюдно запертыми ферзями. Но в то время как к черному ферзю нельзя и подступиться, белый ферзь гибнет после того, как черные отрезают ему поля отступления: 25. . . Лh7—b5! (с угрозой Лe6) 26.d4—d5 (пешка отнимает у черных поле е6, но освобождает поле е5) 26. . . Сс7— е6! Белые сдались.
КРАЙ ДОСКИ
Значительное влияние на подвижность фигуры оказывает отдаленность от центра доски — нахождение фигуры на крайних линиях или поблизости от них.
В начальном положении, например, даже после нескольких ходов пешками подвижность фигур еще очень мала.
Чтобы они могли действовать, их выводят поближе к центру доски— их «развивают».
Фигуры, находящиеся близко к краю доски, отрезанные от своей базы, нередко быстро гибнут.
107.
После 1.Kpf4—g3 Kh2—f1+ 2. Kpg3—f2 Kf1—d2 (или 2. . . Kh2
3. Kpg2) 3. СbЗ—a2 и затем Kpf2— e2 конь погибает.
Мат королю на практике почти всегда достигается на крайних линиях (см. диагр. 32—50), так как там подвижность короля минимальна. Поэтому основной принцип матования в простейших окончаниях партий — это постепенное оттеснение неприятельского короля к краю, а иногда и в угол доски.
Ограничение подвижности из-за близости к краю доски часто сочетается с другими моментами: отрезанием полей и заградительным действием фигур.
В следующем примере белые используют ограничение подвижности неприятельского короля собственными фигурами.
108. 108a.
В позиции 108 белые играют 1.Лf3—f8+ Фе8 :f8 2.Лf1 : f8+ Лd8 :f8 З.Фh6 : g6x. Заключительное положение показано на диаграмме 108а. Это — так называемый «эполетный» мат.
ЗАЩИЩАЮЩАЯ ФИГУРА
Подвижность фигуры ограниченна, когда она занята защитой другой фигуры или же когда она защищает какой-нибудь важный пункт. В подобных случаях отвлечение или взятие защищающей фигуры часто оказывается решающим.
109. 110.
В позиции 109 слон f8 защищает пункт g7, препятствуя движению пешки g6.
Белые выигрывают ходом 1.Сb4— с7, отвлекая защищающую фигуру с диагонали f8—b6.
В позиции 110 белые выигрывают фигуру посредством Лh2 : b6.
111. Алаторцев — Константинопольский. Тбилиси, 1937г.
Посредством размена 29… Cd5 : с4 З0.ФсЗ : с4 черные завлекли белого ферзя под удар своего ферзя. Ферзь белых защищен ладьей c1. Последовало 30. . . Лd8—d1+, и белые сдались, так как плохо 31. Л : d1 из-за Ф : с4, а если 31.Kpf2, то Ф : с4 32.Л : с4 Л : a1.
112. Рагозин — Панов. Москва, 1940 г.
Здесь последовало 25… Фс7—с6!, и у белых нет никакой защиты от грозящей потери ладьи.
Нападение на ферзя f3, защищающего ладью d1, сопровождается одновременным нападением на ладью b5. Если 26.Ф : с6, то последует Л : d1+ и затем bс.
Не спасает и 26.Фе2 или ФdЗ, так как ферзь не может одновременно защитить обе ладьи (26. . . Л : d1+ и т. д.).
113. Керес — Файн, Матч СССР —США, 1946 г.
Белые сыграли 25.Kg5 : f7!, и нельзя ни Кр : f7 из-за 26.Фе6х, ни Л : f7 (отвлечение защищающей фигуры) из-за 26.Ф : с8+ с выигрышем качества.
114. Левенфиш — Чеховер, Москва, 1935г.
Ферзь d4 защищает одновременно пешки b4 и f2. Заставить его изменить позицию равносильно катастрофе. Поэтому незначительный с виду ход 35. . . е6—е5 оказался решающим.
Другие примеры отвлечения или уничтожения защищающих фигур не раз встретятся нам в дальнейшем.
СВЯЗКА
Фигура ограничена в подвижности, когда она связана, то-есть прикрывает что-то важное, значительное, например ценную фигуру или решающий пункт.
115. 116.
В положении на диаграмме 115 связанный конь совершенно лишен подвижности; в позиции 116 он, правда, может сделать ход, но тогда под ударом слона будет находиться ферзь b7.
117. 118.
Пешка g7 в позиции 117 связана слоном е5, поэтому белые могут безнаказанно сыграть Фb4 : h6+ с последующим Фb6 : g7 х.
В позиции 118 белые ходом f5—f6 нападают на связанного слона g7 и выигрывают его.
119. 120.
В положении на диаграмме 119 следует ход 1.Kb4 : с6-b, и нельзя b7 : с6, так как пешка b7 связана ладьей с7. Черные вынуждены ответить 1. . . Кра7- а8. Теперь, когда король ушел, пешка b7, казалось бы, больше не связана. В действительности же она прикрывает важный пункт а7. Вынуждая отвлечение этой пешки, белые дают мат в два хода: 2.Лb6—а6+ b7 : а6 З.Лс7—а7 х.
В позиции 120 белые создают связку и следующим ходом выигрывают фигуру: 1.Лg1 : g6 Лg8 : g6 2. h4—h5. После вынужденного хода королем белые берут ладью обязательно пешкой, а не слоном, иначе они не выиграют (см. диаграмму 64).
В практической игре бывают случаи, когда можно пренебречь связкой и уйти связанной фигурой, но в этом случае она должна нападать на более ценную (или хотя бы равную. по силе) неприятельскую фигуру, нежели та, которую она прикрывает, либо же она должна создавать какие-то опасные угрозы, например угрозу мата.
Рассмотрите следующую короткую партию: 1.е2—е4 е7—е6 2. Cf1 — с4 d7—d6 3.Kg1—f3 Kb8—с6 Kb1— сЗ Сс8—g4 5. Kf3 : е5??
Белые ушли связанным конем с поля f3 в тайной надежде, что черные возьмут ферзя. Так оно и случилось в действительности: 5… Cg4 :d1?? 6.Cc4:f7+ Крс8—е7 7.КсЗ— d5x.
Если бы черные играли внимательнее и разгадали ловушку, они сыграли бы 5. . . Ке6 : е5, что вполне обеспечивало им победу. Таким образом, маневр 5.Kf3 : е5 был неправилен. Стремление белых дать красивый мат могло быть жестоко наказано.
Делать плохие ходы, рассчитанные исключительно на ошибку противника, конечно, крайне неразумно. Однако если бы пункт е5 не был защищен черным конем, ход Kf3 : е5 оказался бы очень хорошим; на d6 : е5 последовало бы Фd1 : g4, и белые остались бы с лишней пешкой.
121. Смыслов-Каспарян, Пярну, 1947г.
Пешка b6 беззащитна. Однако если белым удастся выиграть взамен пешку а6, то исход борьбы будет решен благодаря наличию у белых лишней и проходной пешки на b2.
39. b6— b7! Сс8—е6 (если 39. . . С : b7, то 40. С : а6 со связкой слона b7 и разменом всех фигур, а 39. . . Л : b7 проигрывает фигуру из-за 40. ЛсЗ+ Kpd7 41.Ch3+) 40.Cf1: а6 Крс6—с7 41.ЛbЗ—сЗ+. Черные сдались. На 41. . . Крb6 последует 42.Лс8! Кра7, и белые, пользуясь скованностью черных фигур, переводят своего короля на ферзевый фланг.
Интересные случаи связки встретились в двух следующих турнирных партиях.
122. Эйве-Керес. Матч-турнир на первенство мира, 1948г.
В позиции 122 оба партнера находились в «цейтноте», то-есть были вынуждены к крайне быстрой игре, так как истекало контрольное время на обдумывание ходов (21/2 часа на 40 ходов). Хотя у Кереса оставались считанные секунды, он все же успел заметить возможность выигрыша фигуры:
- … Лc5 : c1!
Выясняется, что и ферзь и ладья белых являются защищающими фигурами, вследствие чего плохо как 39.Ф : c1 из-за Ф : g2x, так и 39.Л : c1 из-за Kf3+ с выигрышем ферзя ввиду связки пешки g2.
- h2 —h3
Черные молниеносно ответили 39. . . Фg4—g3 и выиграли на 56-м ходу. Не будь у них цейтнота, от их внимания не ускользнуло бы продолжение
- … Kh4 — f3+!
и сопротивление белых сразу было бы сломлено (из-за двойной связки невозможно ни 40.gf, ни 40. Л : f3; на единственный же ход 40.Kpf2 последовало бы Л : f1+ и т. д.).
123. Кламан-Лисицын, Ленинград, 1937г.
Связка сдвоенных пешек на линии с (по горизонтали и вертикали) — вот характерная особенность данной позиции. Белые сразу выиграли ходом Лh3—bЗ!, и плохо cb из-за Ф : b4, а на отступление ферзя b4 решает Фb8+ и Лb7+.
ОТСУТСТВИЕ ВРЕМЕНИ
Время играет в шахматах большую роль. Единицей времени является ход, вносящий те или иные изменения в расположение фигур на доске. Если не говорить о рокировке, то каждым ходом можно переместить лишь одну фигуру; остальные же фигуры вынуждены в момент совершения хода оставаться неподвижными. Таким образом, в шахматной игре возможно ограничение подвижности из-за нехватки времени на перемещение фигуры.
Пояснением может служить ранее приведенный пример 85. Там пешка d2 ни в какой момент не могла пойти на d1 и превратиться в ферзя, так как белые непрестанно заставляли черных двигать короля, не оставляя им времени (хода) на превращение пешки. Тем самым пешка была как бы лишена подвижности.
Рассмотрим другой пример:
124. Белые делают ничью.
У черных лишняя фигура и вдобавок сильная позиция: грозит мат на g2; конь d7 находится под ударом. Необходимо помешать нормальному действию черных фигур — сделать их неподвижными, иначе катастрофа неминуема. Первые два хода белых служат эффектной подготовкой:
- Лe1 — е8+! Kf6 : е8
- Фd3 — h7+! Kph8 : b7
Теперь белые получают возможность вечного шаха:
- Kd7 — f8+ Kph7 — h8
- Kf8 — g6+ Kph8 —h7
- Kg6 — f8+ и т. д.
Заставляя черных непрестанно двигать короля, белые обрекают на бездеятельность опасные для них фигуры противника.
Ввиду того что при любом ходе фигурой остальные фигуры остаются неподвижными и часто бездеятельными, в начале партии избегают делать несколько ходов подряд одной и той же фигурой. Надо экономить время (ходы) и вводить в бой побольше фигур в наименьшее количество ходов. Если пренебрегать этим правилом, многие фигуры окажутся невыведенными, скученными. В решающий момент не хватит времени, чтобы сделать их активными — способными отразить натиск противника.
Нехватка времени сказывается и в том случае, когда под ударом находятся одновременно две фигуры. В большинстве случаев удается увести или защитить лишь одну фи- гуру, другая же становится жертвой нападения.
Говоря о затруднениях, связанных с недостатком времени, мы, в сущности, переходим к усиленному действию фигур, возникающему в результате так называемых «форсирующих» ходов, создающих различные угрозы.