ХОДЫ ФИГУР И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Каждый ход вызывает те или иные изменения в позиции. Учитывая из­менения, внесенные в позицию нашим противником, мы намечаем ответные ходы и на этой основе строим план дальнейшей игры. Складывающийся таким образом план влияет, в свою очередь, на выбор ходов и их порядок. Поэтому для овладения основами стратегии и тактики мы должны изу­чать отдельные ходы, их особенности, цели и действие в различных пози­циях.

Цели и особенности некоторых хо­дов: нападение, защита, контрнапа­дение и т. п.— нам уже в некоторой степени известны. Перейдем к рас­смотрению других.

im 97

Белые выигрывают

Единственная возможность вы­играть — это превратить пешку а6 в ферзя. Но впереди пешки стоит слон, мешающий ее движению. Мы отмечаем первую особенность фигу­ры: она часто является з а г р а ж д е н и е м, препятствующим сво­бодному движению других фигур. Чтобы пешка могла двигаться, слон должен уйти.

Как же будут защищаться черные после отхода слона?

Ладья h2 возьмет на с2, затем ходом Лc2—а2 черные остановят пешку а и начнут продвигать пеш­ку с. Нельзя ли в таком случае ис­пользовать заградительную способ­ность нашего слона, чтобы услож­нить ладье доступ на а2?

Итак, первый ход ясен: 1.Са7—f2!, создавая для ладьи второе заграж­дение по 2-й горизонтали (первое заграждение —пешка с2); этого до­статочно, чтобы сделать горизонталь «непроходимой».

На 1.Са7—f2 черные отвечают Лh2 : Ь5 с угрозой пойти на а5. Но белые играют 2.Cf2—b6, препятствуя этому. Мы отмечаем вторую особен­ность фигуры — ее ударную силу.

Теперь бесполезно играть 2. . . Лh5—h2, ибо перед пешкой а6 уже нет слона и она успеет пройти в ферзи. Поэтому 2… Лh5—hЗ. Даль­нейшая игра легко понятна: 3. Сb6— с5    ЛhЗ—h3             4.Сс5—d4           Лh1—h3         5. Cd4—b2       Лh3—h5           Сb2—сЗ, и бе­лые добиваются выигрыша движе­нием пешки, так как ладье не по­пасть во-время на линию а: три горизонтали забаррикадированы, а по двум остальным взяты под удар конечные поля а1 и а5.

Белые выиграли благодаря воз­можности удачного сочетания за­градительной способности и ударной силы фигуры.

В рассмотренном примере можно отметить еще следующее: ходы сло­ном вначале отнимали у ладьи какое- нибудь поле на линии а, но при этом освобождали другое поле, позволяя ладье устремляться поочередно на h1, h3, h5, пока слон не занял решаю­щей позиции на сЗ и все поля на ли­нии а не оказались отрезанными.

Очень часто мы можем наблюдать, что в ходе сочетаются положительные и отрицательные стороны. Получая возможность действия с нового поля, фигура лишается того действия, ко­торое она оказывала на прежнем поле.

За всеми этими особенностями ходов, вносящими изменения в по­зицию, необходимо зорко наблюдать, отдавая себе ясный отчет, какую цель преследует каждый ход и какое действие он оказывает.