Каждый ход вызывает те или иные изменения в позиции. Учитывая изменения, внесенные в позицию нашим противником, мы намечаем ответные ходы и на этой основе строим план дальнейшей игры. Складывающийся таким образом план влияет, в свою очередь, на выбор ходов и их порядок. Поэтому для овладения основами стратегии и тактики мы должны изучать отдельные ходы, их особенности, цели и действие в различных позициях.
Цели и особенности некоторых ходов: нападение, защита, контрнападение и т. п.— нам уже в некоторой степени известны. Перейдем к рассмотрению других.
Белые выигрывают
Единственная возможность выиграть — это превратить пешку а6 в ферзя. Но впереди пешки стоит слон, мешающий ее движению. Мы отмечаем первую особенность фигуры: она часто является з а г р а ж д е н и е м, препятствующим свободному движению других фигур. Чтобы пешка могла двигаться, слон должен уйти.
Как же будут защищаться черные после отхода слона?
Ладья h2 возьмет на с2, затем ходом Лc2—а2 черные остановят пешку а и начнут продвигать пешку с. Нельзя ли в таком случае использовать заградительную способность нашего слона, чтобы усложнить ладье доступ на а2?
Итак, первый ход ясен: 1.Са7—f2!, создавая для ладьи второе заграждение по 2-й горизонтали (первое заграждение —пешка с2); этого достаточно, чтобы сделать горизонталь «непроходимой».
На 1.Са7—f2 черные отвечают Лh2 : Ь5 с угрозой пойти на а5. Но белые играют 2.Cf2—b6, препятствуя этому. Мы отмечаем вторую особенность фигуры — ее ударную силу.
Теперь бесполезно играть 2. . . Лh5—h2, ибо перед пешкой а6 уже нет слона и она успеет пройти в ферзи. Поэтому 2… Лh5—hЗ. Дальнейшая игра легко понятна: 3. Сb6— с5 ЛhЗ—h3 4.Сс5—d4 Лh1—h3 5. Cd4—b2 Лh3—h5 Сb2—сЗ, и белые добиваются выигрыша движением пешки, так как ладье не попасть во-время на линию а: три горизонтали забаррикадированы, а по двум остальным взяты под удар конечные поля а1 и а5.
Белые выиграли благодаря возможности удачного сочетания заградительной способности и ударной силы фигуры.
В рассмотренном примере можно отметить еще следующее: ходы слоном вначале отнимали у ладьи какое- нибудь поле на линии а, но при этом освобождали другое поле, позволяя ладье устремляться поочередно на h1, h3, h5, пока слон не занял решающей позиции на сЗ и все поля на линии а не оказались отрезанными.
Очень часто мы можем наблюдать, что в ходе сочетаются положительные и отрицательные стороны. Получая возможность действия с нового поля, фигура лишается того действия, которое она оказывала на прежнем поле.
За всеми этими особенностями ходов, вносящими изменения в позицию, необходимо зорко наблюдать, отдавая себе ясный отчет, какую цель преследует каждый ход и какое действие он оказывает.