Ферзь, как правило, легко выигрывает против нескольких пешек. Но бывает, что одна единственная пешка, близко стоящая к полю превращения, заставляет серьезно считаться с собой.
85.
Проследим, каким путем белые добиваются выигрыша.
- Фg1— g2+ Кре2— e1
Если 1. . . Кре2—еЗ, то 2.Фg2— f1, препятствуя ходу d2—d1Ф, затем З.Фf1—d1, после чего белые приближают своего короля.
- Фg2 — e4+ Kpe1— f2
- Фе4 —d3! Kpf2 — e1
- Фd3 — еЗ+ ….
Этот шах является решающим.
- … Kpe1 — d1
Черный король вынужден занять поле превращения, мешая собственной пешке и предоставляя белым возможность приблизить своего короля (белые, как говорят, выиграли темп — время для нужного хода).
5. Kpg5 — f4 Kpd1 — с2
6. ФеЗ — е2 …
Используя связку, чтобы помешать движению пешки.
- . . . Крс2 — c1
Если 6. . . Крс2—сЗ, то 7.Фе2—-d1.
- Фе2 — с4+ . . .
Белые проводят тот же маневр что и раньше.
7. ……… Крс1-b2
8.Фс4-d3! Кре1-f1
9. ФdЗ — сЗ+ Kpc1—d1
Белые снова выиграли темп, теперь уже для решающего приближения своего короля.
10. Kpf4 — еЗ Kpd1 —e1
11. ФсЗ : d2+ Kpe1 —f1
12. Фd2 — f2 x
В следующих примерах (против ладейной и слоновой пешек) ферзь и вовсе не может выиграть, так как черные используют возможность пата, а белый король находится далеко и не может оказать поддержки.
86. 87.
Белые не могут выиграть
В позиции 86 на 1.Фh4—g4+ следует Kpg2—h1, и если белые сделают ход королем, черным пат. Бесполезно и 2.Фg4—f3+ Kph1—g1 3. Фf3—g3+ Kpg1—h1. Снова нельзя приближать короля. 4.Фg3—e1+ Kph1—g2 5.Фе1—e2+ Kpg2—-g1! (нельзя Kpg2 — g3? из-за 6.Фе2—f1; ошибочно и Kpg2—h1? из-за 6.Фе2—f1 x) 6.Фе2— e1+ Kpg1—g2. Ничья.
Однако если бы в позиции 86 белый король находился ближе, например на е5, белые могли бы выиграть посредством любопытного приема: 1.Фh4—g4+ Kpg2—h1 2. Фg4—d1+ Kph1—g2 З.Фd1— e2+ Kpg2—g1 (теперь решает приближение белого короля) 4.Кре5—f4 h2— h1Ф 5.Kpf4—g3! с угрозой мата на f2 или по 1-й горизонтали, против чего нет защиты.
Интересная позиция получится, если в примере 86 переставить белого короля на h7, а ферзя — на е5. После 1.Фе5—g7+ черные по-прежнему могут сделать ничью путем Kpg2—f1 или Kpg2—f2, но только не 1. Kpg2—h3 ввиду 2.Kph7— g6! Kph1—g2 3.Kpg6—f5+, и, приблизив благодаря открытому шаху короля на два поля, белые выигрывают, как было только что показано выше.
В позиции 87 после 1.Фh4—g4+ Kpg2—h2 2.Фg4— f3 Kph2—g1 3. Фh3—g3-b неожиданно следует не 3. ….. Kpg1-f1, а Kpg1-h1!, и если белые берут на f2, черным пат.
В примерах 86 и 87 белым не удается приблизить короля, и, несмотря на громадный материальный перевес, они вынуждены довольствоваться ничьей. Особенности позиции, как мы видим, уравновешивают силу ферзя и пешки.
88.
Здесь слон, располагающий выжидательными ходами по полям a1, b2 и сЗ, делает ничью против двух ладей. Если черные уведут ладью d6 на какое-нибудь поле по 6-й горизонтали или сделают ход королем, последует С : d4, и черные с одной ладьей уже вообще не могут выиграть против слона (см. позицию 27). Этот пример показывает, какое большое значение имеет связка фигуры (в данном случае — ладьи d4).
89. 90. |
Перейдем к примерам, имеющим большее практическое значение.
Ферзь обычно выигрывает против ладьи.
В позиции 89 при ходе черных нельзя играть 1. . . Kph2—h3 из-за Фе1—f1, и связанная ладья погибает. Нельзя и 1. . . Лg2—g1 из- за 2.Фе1—h4x.
Ладья, следовательно, вынуждена отдалиться от короля, а теряя его защиту, она быстро проигрывается. Например:
- . . Лg2—g7 2. Фе1—е5+ с одновременным нападением на ладью. Или 1. . . Лg2—g8 2.Фе1 — е5+ Kph2— h1 З.Фе5—a1+ Kph1—h 2 4. Фа1—а2+, и ладья гибнет.
Или 1. . . Лg2—а2 2.Фе1—е5+ Kph2—g1 З. Фе5—g5+ Kpg1 — h24. Фg5—h6+ Kph2—g1 5. Фh6—g6+ Kpg1—h2 6.Фg6-h7+ Kph2—g1 7. Фh7—b1 (или Фb7—g8+) с выигрышем ладьи.
Таким образом, при любом ходе черных они после серии шахов быстро теряют ладью.
Если в позиции 89 ход белых, им, очевидно, нужно добиться такой же позиции, но чтобы ход был за черными — тогда выигрыш прост. Это достигается тремя ходами: 1.Фе1— е5+ Kph2—h1 (если Крb2 — bЗ, то Фе5—h5 х) 2.Фе5—a1+ Kph1—h2 (нельзя 2. . . Лg2—g1 из-за З. Фа1 — b8х) З. Фа1—e1!, и задача решена.
В чем смысл этого маневра? В позиции 89 ход был за белыми, но, совершив трехходовый маневр, они передали право хода черным. В сущности, они потеряли ход. Но шахматист скажет: белые выиграли темп — время, необходимое для осуществления намеченной цели. Такая передача хода часто встречается в игре, и мы еще поговорим о ней в дальнейшем.
В примере 90 силы те же, что и на диаграмме 89, но позиция другая. Оказывается, здесь черные при своем ходе могут сделать ничью. Они дают вечный шах по линиям h, g, f. Встать на линию е белый король не может из-за Лe7 с выигрышем ферзя. Если же белый король, уходя от шахов, пойдет на h6, последует Лh7+, и в случае Крh5 : h7 черным пат. Пойдет он на f6, тогда черные сыграют Лg7—g6+, и после Kpf6 : g6 черным снова пат.
Ничья здесь обусловлена неудачной позицией ферзя на е5, который стеснил подвижность черного короля преждевременно — еще до того, как подоспел свой король. При своем ходе белые легко выиграют, если сперва отведут ферзя (хотя бы 1. Фе6—d6+ Kpf8—е8), а затем будут приближать своего короля (через поле b6).
91. 92.
Черные начинают, но не могут предотвратить проигрыша Белые начинают и выигрывают |
Ладья бесспорно сильнее пешки, но в позиции 91 черные проигрывают, так как не могут задержать пешку f7. На 1. . . Лg1 —g2+ последует 2.Кре2—f1, и у черных нет больше шахов, чтобы оттянуть превращение пешки. Получив же ферзя, белые выиграют, как в примере 89.
Несколько сложнее позиция на диаграмме 92. У черных — слон за две пешки. Белые пешки не могут двигаться — они застопорены. Однако белые играют: 1.Ле5 : f5! Лf8 : f5 2.Kpg3—g4 (раньше этому ходу препятствовал слон), и теперь, когда, казалось бы, перевес черных сделался еще больше (уже не слон, а ладья за две пешки), белые легко выигрывают, надвигая пешки, например:
2. . . Лf5—f8 3.g5—g6 Kpf1—е2 4.f4-f5 Kpe2—еЗ 5. g6— g7 Лf8—g8 6.f5—f6 КреЗ— е4 7.Kpg4— g5 Кре4 —е5 8.Kpg5—g6 Кре6—е6 9.f6—f7 Лg8-a8 10. f7-f8Ф Ла8:f8 11. g7: f8Ф и т.д.
Одиннадцатилетний ленинградский школьник Борис Спасский, самый молодой первокатегорник в СССР (1948 г.)
Рассмотренные примеры показывают, что действительное соотношение сил определяется не только материалом, но и позицией. Вместе с тем не следует забывать, что эти примеры — только редкие исключения, которые никак не нарушают твердо сложившегося у шахматистов-практиков мнения о средней относительной силе фигур (стр. 38).
Важно уяснить себе, что нельзя руководствоваться одними только соображениями о сравнительной ценности фигур, а нужно еще взвешивать, какую роль эти фигуры играют, какую они выполняют работу в той или иной позиции.
В заключение остановимся на сравнительной ценности слона и копя.
Начинающие часто стремятся всеми способами разменять коней противника, испытывая некоторый трепет перед их неожиданными набегами.
Это совершенно неправильно. Никакой неожиданности не получится, если внимательно рассматривать, на какие ноля может пойти неприятельский конь, какие угрозы он может создать, находясь на этих полях, и какими будут наши ответные ходы.
Слон и конь, вообще говоря, равноценны. Слон, правда, обладает большей подвижностью, чем конь, зато ему доступны лишь поля одного цвета, в то время как конь меняет цвет поля каждым своим ходом. Если позиция носит замкнутый характер, то-есть линии движения слонов (диагонали) преграждены неподвижными пешками, дальнобойность слонов уменьшается и более полезным может оказаться конь. Если же линии открыты и надо бороться с продвижением пешек, то преимущество скорее на стороне слона. Два слона часто бывают сильнее двух коней или коня и слона, так как, сохраняя преимущество большей подвижности, оба слона владеют уже всеми полями доски.
В зависимости от позиции сильнее оказывается то одна, то другая фигура. Рассмотрите следующие примеры.
93.
Черные выигрывают, оттесняя белого короля и завоевывая для своего короля поле с4. Например: 1. …. Кс6— а5+ 2.КрbЗ—сЗ Крb5—а4 З.СеЗ-f2 Ка5—с6 4.Cf2—еЗ Кc6— а7 5.Ce3—f2 Ка7—b5+ 6.КрсЗ— d3 Кра4—bЗ. Теперь черным остается дать шах на b4 или b2, и они овладевают полем с4; при положении же черного короля на с4 белые пешки быстро погибают.
Однако если в позиции 93 переставить белого короля на сЗ, черного коня — на е7, а белого слона — на bЗ, то черным уже не выиграть. Белопольный слон в этой (новой) позиции уже не играет пассивной роли защитника пешек, как слон еЗ в позиции 93, а получает возможность атаковать черные пешки.
94.
Здесь побеждает слон, так как он с легкостью задерживает продвижение пешки а, в то время как у черных нет возможности пожертвовать коня за пешку h, и она проходит в ферзи. На 1. … Ke1—d3 проще всего 2.Kpg4—f5.
Здесь также торжествует слон (эта позиция получилась в турнирной в 1924 году). Черные сперва размениваются пешками а и е, одновременно как бы выключая из игры белого короля: 1. . . Кра5 : а4 2. Kd5—сЗ+ Кра4—bЗ 3.Kc3:e4 КрbЗ —с2! Теперь белые пытаются задержать движение пешки а конем. 4. Ке4—d6 а6—а5 5.Kd6—b5 а5— а4 6. Кре2—e1 Cg1—еЗ! 7.Кре1—е2 СеЗ—с5. Черные не сразу пошли на с5, так как для них важно, чтобы белый король не находился на е2, когда они начнут движение своим королем. 8.Кре2—e1 Крс2—bЗ 9. Kpe1—d2 КрbЗ—с4. Белые сдались, так как на 10.Кb5—с7 (нельзя Кb5— сЗ? из-за Сс5—b4) последует 10. . . а4—аЗ 11. Kpd2—с2 Сс5—d4 Крс2—b1 Крс4—bЗ, и пешка проходит в ферзи.
96.
В этой позиции слон против коня совершенно беспомощен. Если 1. . . Сс8—е6 или Сс8—bЗ, то 2.Ке5 : с6 b7 : с6 З.bЗ—b7, и белые получают ферзя. Если же черные сделают ход королем, игру решает Kpf4—g5 с выигрышем пешки h. Черные находятся в таком положении, когда обязанность сделать ход влечет за собой невыгодные последствия (такое положение называется «цугцванг»).
Значение позиции в некоторой степени выявлено приведенными примерами. Но почему позиция бывает хорошей или плохой — это требует еще изучения. Так как позиция создается в результате ходов, рассмотрим их подробнее.