СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МИТЕЛЬШПИЛЯ

Если уже эндшпиль — наиболее простая, как можно было бы пола­гать, часть шахматной партии—со­держит в себе такое большое раз­нообразие идей и приемов борьбы, то легко представить себе, насколько богаче по своему содержанию может быть середина игры, когда доска еще полна фигур и открыт широкий простор для всевозможных страте­гических замыслов и тактических ударов.

Основная идея рассмотренных нами концов игр заключалась в том, чтобы довести до победы имеющееся преимущество; главная задача се­редины игры в том, чтобы этого пре­имущества добиться.

Строго говоря, стратегические идеи мительшпиля, особенно начала его, обусловливаются уже дебютом. Если в результате дебюта удалось полу­чить преимущество, то надо развивать успех и увеличивать это преимуще­ство. Используя возникшие у про­тивника слабости и по возможности создавая новые, надо стремиться к получению атаки, к тому, чтобы преимущество стало решающим. При неблагоприятном исходе дебюта при­ходится защищаться, улучшать по­ложение и стремиться к получению контригры. В равных позициях сле­дует добиваться овладения инициа­тивой действий и затем использовать ее для постепенного создавания у противника какой-нибудь слабости.

Для каждой фазы шахматной пар­тии характерны свои специфические трудности. Но если в эндшпиле наша задача и всякого рода расчеты часто облегчаются уже определившимся направлением борьбы и ограничен­ностью оставшегося на доске матери­ала, к тому же нередко в какой-то мере изученного теоретически; если в дебюте нам в некоторой степени приходят на помощь уже установив­шиеся и проверенные на практике определенные системы первоначаль­ного развития фигур, то в мительшпиле играющий, находясь перед бес­конечным разнообразием сложных позиций, идей и видов борьбы, в не­сравненно большей степени предо­ставлен сам себе и вынужден почти полностью полагаться на собственные силы — свое понимание игры и свое умение.

Однако теория, изучившая на опы­те многочисленных партий, игранных мастерами, ряд наиболее типичных особенностей мительшпиля, может и в этой фазе партии несколько облегчить задачу играющего общими указаниями принципиального ха­рактера, касающимися методов веде­ния атаки и защиты, а также игры в так называемых равных позициях.

В дебюте и эндшпиле весьма замет­но сказываются элементы шахматной «науки». Для середины игры харак­терно преобладание элементов искус­ства. Обогатить собственное творче­ство и расширить его рамки может каждый, кто добросовестно и углуб­ленно будет изучать лучшие образцы творчества мастеров.