Если уже эндшпиль — наиболее простая, как можно было бы полагать, часть шахматной партии—содержит в себе такое большое разнообразие идей и приемов борьбы, то легко представить себе, насколько богаче по своему содержанию может быть середина игры, когда доска еще полна фигур и открыт широкий простор для всевозможных стратегических замыслов и тактических ударов.
Основная идея рассмотренных нами концов игр заключалась в том, чтобы довести до победы имеющееся преимущество; главная задача середины игры в том, чтобы этого преимущества добиться.
Строго говоря, стратегические идеи мительшпиля, особенно начала его, обусловливаются уже дебютом. Если в результате дебюта удалось получить преимущество, то надо развивать успех и увеличивать это преимущество. Используя возникшие у противника слабости и по возможности создавая новые, надо стремиться к получению атаки, к тому, чтобы преимущество стало решающим. При неблагоприятном исходе дебюта приходится защищаться, улучшать положение и стремиться к получению контригры. В равных позициях следует добиваться овладения инициативой действий и затем использовать ее для постепенного создавания у противника какой-нибудь слабости.
Для каждой фазы шахматной партии характерны свои специфические трудности. Но если в эндшпиле наша задача и всякого рода расчеты часто облегчаются уже определившимся направлением борьбы и ограниченностью оставшегося на доске материала, к тому же нередко в какой-то мере изученного теоретически; если в дебюте нам в некоторой степени приходят на помощь уже установившиеся и проверенные на практике определенные системы первоначального развития фигур, то в мительшпиле играющий, находясь перед бесконечным разнообразием сложных позиций, идей и видов борьбы, в несравненно большей степени предоставлен сам себе и вынужден почти полностью полагаться на собственные силы — свое понимание игры и свое умение.
Однако теория, изучившая на опыте многочисленных партий, игранных мастерами, ряд наиболее типичных особенностей мительшпиля, может и в этой фазе партии несколько облегчить задачу играющего общими указаниями принципиального характера, касающимися методов ведения атаки и защиты, а также игры в так называемых равных позициях.
В дебюте и эндшпиле весьма заметно сказываются элементы шахматной «науки». Для середины игры характерно преобладание элементов искусства. Обогатить собственное творчество и расширить его рамки может каждый, кто добросовестно и углубленно будет изучать лучшие образцы творчества мастеров.